Организация поставляет товар, при этом не является его производителем. Налоговый орган, проводя налоговые проверки покупателей организации, требует, чтобы были представлены не только документы по сделкам проверяемого налогоплательщика, но и вся документация на производителей продукции, то есть на поставщиков организации. Есть ли основания для признания правомерными действий налогового органа по истребованию у контрагента документов по сделкам, не имеющих отношения к проверяемому налогоплательщику? Каковы должны быть действия организации в указанной ситуации, учитывая, что проверяемые документы содержат несколько десятков наименований товаров и при этом у каждого товара могут быть разные поставщики, разные приходные документы, разные налоговые периоды принятия к вычету НДС?

Ответ: Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы не только у непосредственных контрагентов налогоплательщика, но и у иных лиц, не имевших прямых связей с налогоплательщиком, если они так или иначе связаны с деятельностью налогоплательщика. Поэтому действия налогового органа, проводящего проверки покупателей организации, требующего представления не только документов по сделкам проверяемого налогоплательщика, но и всей документации, относящейся к производителям товаров, т. е. поставщикам самой организации, которые не относятся к проверяемым налогоплательщикам, могут быть признаны правомерными, несмотря на то что подготовка затребованных документов может занять у организации значительное время.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ субъектами, у которых должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, являются как контрагенты, так и иные лица, располагающие этими документами (информацией).

Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы не только у непосредственных контрагентов налогоплательщика, но и у иных лиц, не имевших прямых связей с налогоплательщиком, если они так или иначе связаны с деятельностью налогоплательщика. В частности, налоговые органы в результате получения документов (информации) в порядке ст. 93.1 НК РФ устанавливают цепочку предшествующих договорных связей при транзитной поставке товара, выявляют изготовителей продукции в целях проверки реальности хозяйственных операций.

При этом целесообразность и необходимость проведения всего комплекса указанных мероприятий налогового контроля определяются проверяющими должностными лицами налогового органа. Основной критерий правомерности истребования документов (информации), которому должны соответствовать требования налогового органа, - прямая или косвенная связь документов (информации) с вопросами налогообложения и в части, касающейся определенного лица, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Необходимо отметить, что после введения с 01.01.2007 ограничений по истребованию документов непосредственно у налогоплательщика основная нагрузка при проведении камеральной проверки теперь ложится на лиц, у которых имеется информация о проверяемом налогоплательщике.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 12.07.2006 N 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от проведения мероприятий налогового контроля. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов, и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения, обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием и провести необходимые мероприятия налогового контроля.

С. А.Тараканов

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

18.02.2013