Налоговые органы, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ, истребуют у контрагентов организации документы (информацию), в том числе информацию о конкретных сделках. В связи с тем что данная статья не содержит конкретного перечня истребуемых документов (информации), возникает вопрос: означает ли это, что налоговые органы могут запросить любой документ (информацию), в том числе информацию о конкретных сделках в рамках налоговых проверок, или любую информацию относительно конкретных сделок вне рамок проведения налоговых проверок?

Ответ: Истребуемые в рамках налоговых проверок документы (информация) должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика и быть связанными с исчислением налогов. Истребуемая информация о конкретной сделке может включать в себя информацию, касающуюся всех аспектов совершенной сделки.

Обоснование: В соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Если вне рамок налоговой проверки у налогового органа возникает обоснованная необходимость в получении информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Относительно круга истребуемых документов следует ориентироваться на ограничения, установленные ст. 93.1 НК РФ, - документы (информация) должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика. Применение по аналогии п. 1 ст. 31 НК РФ возможно только частично. Согласно этой норме налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Поэтому истребуемые документы должны быть связаны с исчислением налогов. При этом они могут касаться деятельности проверяемого налогоплательщика как прямо, так и косвенно. Примером документов, которые касаются проверяемого налогоплательщика косвенно, являются документы, содержащие информацию о происхождении перепродаваемого товара, документы, связанные с перевозкой, хранением товара и т. д. Также примером состава информации о конкретной сделке, применительно к ценовому контролю могут служить нормы п. 1 ст. 105.15 и п. 3 ст. 105.16 НК РФ.

С. А.Тараканов

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

18.02.2013