Вступил в силу Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Корпоративная практика / Слияния и поглощения / Налоговая практика по России/СНГ / Таможенное право и внешняя торговля / Банковская и финансовая практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)
Текст документа
ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ"
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",
Корпоративная практика / Слияния и поглощения /
Налоговая практика по России/СНГ /
Таможенное право и внешняя торговля /
Банковская и финансовая практика)
Информационное письмо N 422
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 3 июля 2013 года
Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает, что принят Федеральный закон РФ от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", получивший название "Закон об однодневках".
Закон вступил в силу со дня официального опубликования, то есть 30 июня 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Ниже суммированы наиболее важные, на наш взгляд, положения.
Налоговое законодательство
Возможность взыскания налоговой задолженности с дочерних/материнских компаний.
Расширены случаи, когда доначисления по итогам налоговых проверок могут быть взысканы с зависимых/основных организаций в судебном порядке (пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ):
- передача денежных средств, иного имущества основному/зависимому обществу после назначения налоговой проверки;
- перечисление выручки, передача денежных средств, иного имущества основным/зависимым обществам были произведены через совокупность взаимосвязанных операций либо в пользу зависимых с налогоплательщиком лиц.
При этом взыскание недоимки будет производиться пропорционально доле поступившей выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества, при условии, что налоговые органы докажут связь указанных действий и неуплату недоимки.
Новые основания для истребования документов налоговыми органами, в том числе при камеральной налоговой проверке.
Налоговые органы будут вправе потребовать у налогоплательщика первичные и иные документы и аналитические регистры налогового учета при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет, в которой уменьшена сумма налога или увеличена сумма полученного убытка. Также налоговые органы смогут истребовать документы относительно сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами по сделке, в том числе и у банков, вне рамок проведения налоговых проверок, если у них возникает обоснованная необходимость.
Новый случай приостановления налоговым органом операций по счету.
Вводится еще одно основание для приостановления операций по счету: неисполнение налогоплательщиком-организацией в установленный срок обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (полученных по электронным каналам связи).
Возможность использования результатов ОРД налоговыми органами.
В ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" внесены изменения, которые позволяют налоговым органам использовать результаты ОРД при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Получение налоговыми органами банковских выписок по физическим лицам и ИП.
Среди прочего поправки к ряду законодательных актов предусматривают возможность истребования налоговыми органами у банков справок о наличии счетов, вкладов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств по мотивированному запросу. Такое истребование сможет осуществляться в том числе вне рамок проведения налоговых проверок при наличии обоснованной необходимости. При этом налоговые органы должны иметь согласие вышестоящего налогового органа или руководителя / заместителя руководителя ФНС России.
Законодательство о регистрации юридических лиц
Изменения в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц.
Рассматриваемым Законом вносятся изменения в законодательство, касающееся государственной регистрации юридических лиц. Наиболее значимые из них следующие:
- Законом установлена обязанность юридического лица возместить убытки другим участникам гражданского оборота, причиненные вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ;
- Законом вводится право физического лица направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ. При наличии указанного возражения регистрационные действия в отношения такого физического лица производиться не должны;
- Законом установлена обязанность регистрирующего органа производить проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ.
Законодательство о противодействии легализации доходов
Появилось понятие "бенефициарный владелец".
В ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" вводится понятие бенефициарного владельца. Таковым считается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Клиенты организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, будут обязаны предоставлять этим организациям информацию о своих бенефициарах.
Уголовное законодательство
Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств.
В статьи 174, 174.1 УК РФ вносятся поправки, изменяющие санкции за совершение данных преступлений и в ряде случаев ужесточающие наказание за легализацию денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления. Также согласно новым изменениям статьи по легализации будут применяться в случаях, когда совершенными в отношении денежных средств преступлениями были уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей и невозвращение валютных средств (изъята оговорка об исключении преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ).
Операциями, совершенными в крупном размере, признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 1,5 млн. рублей, а в особо крупном размере - 6 млн. рублей. Ранее крупным размером признавалась сумма, превышающая 6 млн. рублей, а особо крупный размер не был установлен.
Ужесточается уголовное наказание за невозвращение валютной выручки.
В ст. 193 УК РФ вносятся изменения, ужесточающие наказание за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ. Крупным размером теперь признается невозвращение в течение 1 года более 6 млн. рублей, и максимальным наказанием в данном случае будет лишение свободы на срок до 3 лет. Особо крупный размер, согласно поправкам, составляет 30 млн. рублей, и максимальное наказание - лишение свободы на срок до 5 лет.
Напомним, что раньше крупным размером признавалась сумма только в иностранной валюте, превышающая 30 млн. рублей, особо крупный размер отсутствовал, а уголовной ответственности подлежал только руководитель предприятия.
Уголовная ответственность за использование подложных документов или фирмы-однодневки при переводе денежных средств нерезидентам.
В УК РФ появилась ст. 193.1, в которой максимальное наказание за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов и с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, составляет 5 лет, а указанные преступления, совершенные организованной группой или в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. При этом крупный и особо крупный размер также составят 6 млн. рублей и 30 млн. рублей соответственно.
Это новелла в уголовном законе. Ее цель очевидна - предотвратить вывод средств за рубеж по мнимым и притворным сделкам.
Дополнение УК РФ новой статьей "Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов".
Новой статьей 200.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а именно дорожных чеков, векселей, банковских чеков и иных документарных ценных бумаг по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Крупным размером признается сумма, эквивалентная более 20 тысяч долларов США, а особо крупным - более 50 тысяч долларов США. При этом часть суммы, разрешенная к перемещению без письменного декларирования (то есть сумма, эквивалентная 10 тысячам долларов США), либо часть суммы, которая была задекларирована, при расчете подлежат исключению.
Законодательство об административных правонарушениях
(вопросы валютного регулирования)
Поправки к КоАП РФ ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства.
Штраф, предусмотренный новой частью 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ за повторное в течение одного года непредставление информации о движении средств на зарубежных счетах, за нарушение порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, за нарушение правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, может составить для должностных лиц - до 40 тыс. рублей, а для юридических лиц - до 600 тыс. рублей.
Таможенное законодательство
Новые основания для отказа в предоставлении специальных упрощений для УЭО.
Изменения в ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливают, что УЭО будет отказано в предоставлении специальных упрощений, что, собственно, и является главной целью при получении статуса УЭО, если он ввезет товары, отправителем которых будут выступать офшорные компании, либо если УЭО будет проводить финансовые операции по оплате ввозимых им товаров через офшорные зоны.
Проведение финансовых операций с офшорными компаниями как новое основание для срабатывания СУР.
Согласно дополнениям в ст. 162 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", система управления рисками теперь должна быть направлена и на предотвращение нарушений, связанных с проведением финансовых операций с резидентами, зарегистрированными на территории офшорной зоны.
Корпоративное законодательство
и законодательство о финансовых рынках
Ответственность контролирующих должника лиц в деле о банкротстве.
Внесены изменения в нормы, регулирующие субсидиарную ответственность контролирующих должника лиц. В частности, Закон определяет ряд обстоятельств, при которых презюмируется, что должник был признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, что фактически означает презумпцию виновности контролирующих лиц.
Кроме того, рассматриваемым Законом расширен объем субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. В частности, теперь если должник признан банкротом вследствие действий и (или) бездействия контролирующих его лиц, то такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам. Ранее субсидиарная ответственность предусматривалась в отношении только денежных обязательств и (или) обязательств по уплате обязательных платежей.
Обязанность по уведомлению ФСФР о приобретении 10 и более процентов акций (долей) финансовых организаций.
Законом введена обязанность для лица, которое прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним по основаниям, предусмотренным рассматриваемым Законом, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале профессионального участника рынка ценных бумаг, страховой организации, управляющей компании инвестиционного фонда или микрофинансовой организации (далее для целей настоящего информационного письма - Финансовая организация) уведомить об этом соответствующую финансовую организацию и ФСФР.
Если такое уведомление финансовой организацией получено не было или из уведомления следует, что физическое лицо, которое вправе прямо или косвенно распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) финансовой организации, не соответствует установленным законом требованиям, указанное лицо вправе распоряжаться не более чем 10 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли). При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) соответствующей финансовой организации не учитываются.
Указанные выше требования не распространяются на кредитные организации, осуществляющие деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг.
Требования к учредителям (участникам) финансовых организаций, их руководителям, членам органов управления, а также ряду иных сотрудников.
Согласно рассматриваемому Закону, лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними по основаниям, предусмотренным рассматриваемым Законом, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) финансовой организации (как данный термин определен выше).
Законом также введены дополнительные требования к руководителям, членам органов управления, а также ряду иных сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, управляющих компаний инвестиционных фондов, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов. В частности, такими лицами теперь не могут быть:
- лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии;
- лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
Настоящим Законом также вносится ряд дополнительных поправок в отдельные законодательные акты в части противодействия незаконным финансовым операциям, в том числе ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ФЗ "О рынке ценных бумаг", ФЗ "Об инвестиционных фондах" и другие.
------------------------------------------------------------------
Название документа