Вправе ли представительный орган местного самоуправления поселения устанавливать срок представления в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготу по налогу на имущество физических лиц?

Ответ: Представительный орган местного самоуправления поселения вправе установить срок представления документов, подтверждающих право на льготу по налогу на имущество физических лиц, в налоговый орган, так как законодательством РФ о налогах и сборах такой срок не установлен, но предоставлено право представительным органам местного самоуправления устанавливать порядок уплаты местных налогов и основания для использования льгот налогоплательщиками. Такой вывод подтверждается и ФНС России.

Обоснование: На основании п. 2 ст. 15 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Пунктом 3 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно п. 5 ст. 1 НК РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Как следует из п. 4 ст. 12 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Как следует из п. 3 ст. 56 НК РФ, льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Льготы по налогам на имущество физических лиц установлены ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).

Согласно п. 4 указанной статьи органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным Законом N 2003-1, и основания для их использования налогоплательщиками.

В Письме Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92 отражено, что представительным органам муниципальных образований не предоставлено право изменять или отменять налоговые льготы по местным налогам, установленные НК РФ и Законом N 2003-1.

Однако это не означает, что орган местного самоуправления не вправе устанавливать порядок применения льгот по местным налогам, в частности, срок представления документов, подтверждающих право на льготу.

Кроме того, законодательством РФ о налогах и сборах указанный срок не установлен.

В Информации ФНС России "О льготах по имущественным налогам" отмечается, что муниципальные образования могут дополнительно устанавливать порядок предоставления льгот. Например, освобождение от уплаты налога при условии предоставления в налоговые органы документов-оснований до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом (т. е. за 2012 г. - до 1 февраля 2013 г.).

Таким образом, представительный орган местного самоуправления поселения вправе установить срок представления документов, подтверждающих право на льготу по налогу на имущество физических лиц.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

13.02.2013