Глава местной администрации в связи с невыполнением подрядчиком условий муниципального контракта о сроках сдачи работ (по вине подрядчика) своим распоряжением увеличил срок исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам открытого аукциона на право заключения контракта на проведение строительно-ремонтных работ в здании местной администрации, оформив дополнительное соглашение к контракту с организацией-подрядчиком. Правомерны ли подобные действия? Если нет, может ли глава местной администрации быть привлечен к административной ответственности?

Ответ: В рассматриваемом случае в связи с тем, что невыполнение сроков сдачи работ допущено по вине подрядчика, изменение срока выполнения работ муниципальным заказчиком по согласованию с исполнителем неправомерно. Если в нарушение законодательства РФ по распоряжению главы местной администрации сроки выполнения по муниципальному контракту были изменены, глава местной администрации за подобные действия может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд.

Согласно п. 1 ст. 766 ГК РФ муниципальный контракт в том числе должен содержать условия о сроках начала и окончания выполнения работ.

На основании ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе.

Пунктом 2 ст. 767 ГК РФ предусмотрено, что изменения условий муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Однако ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в том числе в ч. 3 ст. 38 Закона N 94-ФЗ, к которым относится и срок выполнения работ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

ФАС России в Письме от 19.12.2008 N АЦ/34487 отражено: ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ установлено четкое требование, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается. Кроме того, ч. 6 - 6.6 и 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, когда возможно изменить условия контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке. Изменение срока выполнения работ в ходе исполнения муниципального контракта муниципальным заказчиком по согласованию с исполнителем в вышеуказанный перечень случаев не входит.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Как следует из ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ в том числе понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Таким образом, глава местной администрации за рассматриваемые действия может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

В качестве дополнительной информации можно привести также Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 01.08.2012 по делу N 4а-556/2012, Решение Свердловского областного суда от 26.12.2011 по делу N 72-713, Постановление Тюменского областного суда от 17.11.2011 N 7-3-575/2011.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

13.02.2013