Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в 2006 г. и с момента регистрации является работодателем. Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предприниматель не уплачивал. Об обязанности уплачивать эти взносы предприниматель узнал только в январе 2013 г., сразу зарегистрировался в ФСС РФ и уплатил взносы и пени за 2010 - 2012 гг

Может ли ФСС РФ провести выездную проверку за 2010 - 2012 гг., учитывая, что предприниматель поставлен на учет только в 2013 г.? Какая ответственность грозит предпринимателю в данной ситуации? Смягчает ли ответственность то, что у предпринимателя в 2009 г. была выездная налоговая проверка, не выявившая нарушений по этим взносам?

Ответ: Несмотря на то что предприниматель зарегистрировался в качестве страхователя только в 2013 г., орган ФСС РФ вправе провести в отношении предпринимателя выездную проверку по вопросам уплаты страховых взносов от несчастных случаев за 2010 - 2012 гг., но при условии, что решение о проведении такой проверки будет принято им в 2013 г.

Предпринимателю грозит штраф в размере 10 процентов базы для начисления страховых взносов (суммы выплат работникам), определяемой за весь период осуществления деятельности без регистрации в органе ФСС РФ, но не менее 20 тыс. руб.

Проведение в отношении предпринимателя ИФНС России выездной налоговой проверки в 2009 г., по результатам которой не выявлены нарушения в части начисления и уплаты взносов от несчастных случаев, на наш взгляд, не является обстоятельством, смягчающим ответственность предпринимателя за осуществление деятельности без регистрации в органе ФСС РФ.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. Страхователем является в том числе индивидуальный предприниматель, нанимающий работников (ст. 3 Закона N 125-ФЗ).

Согласно пп. 1, 2 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан своевременно представлять в исполнительные органы страховщика документы, необходимые для регистрации в качестве страхователя, в установленном порядке и в определенные органом ФСС РФ сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

Орган ФСС РФ обязан зарегистрировать в качестве страхователя (плательщика взносов) предпринимателя, заключившего трудовой договор с работником, на основании его заявления о регистрации в качестве страхователя. Это заявление страхователь обязан представить в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников (ст. 6, пп. 1 п. 2 ст. 17, пп. 1 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ).

Контроль за деятельностью страхователя по исполнению им обязанностей, предусмотренных ст. ст. 17, 19 Закона N 125-ФЗ, возложен на орган ФСС РФ (пп. 8 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ).

Орган ФСС РФ вправе провести выездную проверку за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 6 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам (Приложение к Постановлению ФСС РФ от 07.04.2008 N 82)). Регистрация предпринимателя в качестве плательщика взносов в 2013 г. не ограничивает полномочий органа ФСС РФ провести в отношении предпринимателя выездную проверку по вопросам уплаты взносов за 2010 - 2012 гг., но при условии, что решение о проведении такой проверки будет принято в 2013 г.

В силу абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации предпринимателю, заключившему трудовой договор с физическим лицом, за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя в ФСС РФ грозит ответственность, предусмотренная абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, предусматривающим штраф в размере 10 процентов базы для начисления страховых взносов (суммы выплат работникам), определяемой за весь период осуществления деятельности без регистрации в органе ФСС РФ, но не менее 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Кроме того, орган ФСС РФ может вынести решение о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение срока подачи заявления о регистрации более чем на 90 дней (абз. 3 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ). И суды считают правомерным привлечение предпринимателя к ответственности одновременно по абз. 3 и 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2009 N А05-10449/2008).

Однако, на наш взгляд, в данной ситуации привлечение к ответственности по абз. 3 и 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ неправомерно, поскольку с момента совершения правонарушения, то есть дня, следующего за днем, когда предприниматель должен был зарегистрироваться (подать заявление о регистрации) в ФСС РФ в качестве страхователя (2006 г.), до дня возможного вынесения решения о привлечении к ответственности (2013 г.) прошло более трех лет. То есть истек срок давности привлечения к ответственности (абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, п. 1 ст. 113, п. 4 ст. 109 Налогового кодекса РФ, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"). Аналогичной позиции по вопросу привлечения к ответственности по абз. 3 и 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ придерживаются и суды (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.06.2012 N А32-15360/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 N А27-3740/2010, ФАС Дальневосточного округа от 01.10.2012 N Ф03-3647/2012 по делу N А04-240/2012).

Вместе с тем по вопросу исчисления срока давности привлечения к ответственности по абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ отдельными судами высказана позиция, согласно которой данный срок следует считать со дня представления заявления о регистрации, поскольку санкция за осуществление деятельности без регистрации накладывается за весь период осуществления такой деятельности и дата совершения данного правонарушения не ограничивается сроком, в который страхователь обязан подать заявление о регистрации (Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 N А72-10591/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 N А27-8952/2011). Учитывая данную практику, рекомендуем предпринимателю в случае привлечения его к ответственности по абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ и оспаривания соответствующего решения в суде, в том числе и по основанию истечения сроков давности, указывать и на наличие смягчающих ответственность обстоятельств.

Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ, абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным законодательством.

Налоговые органы не наделены полномочиями по проверке правильности исчисления и уплаты страховых взносов от несчастных случаев на производстве и, соответственно, нарушения по этим взносам не выявляют, каких-либо мер воздействия к нарушителям не применяют (ст. ст. 82, 87, 100, 101 НК РФ). Поэтому проведение в отношении предпринимателя ИФНС России выездной налоговой проверки в 2009 г., на наш взгляд, не является обстоятельством, смягчающим ответственность предпринимателя за осуществление деятельности без регистрации в органе ФСС РФ.

Вместе с тем руководитель (заместитель руководителя) органа ФСС РФ при рассмотрении материалов проверки или суд при рассмотрении заявления о признании недействительным решения ФСС РФ о привлечении к ответственности могут учесть в качестве смягчающих ответственность любые иные обстоятельства, перечень которых нормативно не ограничивается (абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).

Так, суды в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, признавали, в частности, отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам, застрахованным лицам в результате правонарушения, совершение правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение страхователя, семейные обстоятельства (беременность дочери), отсутствие задолженности по налогам (Постановления ФАС Уральского округа от 13.06.2012 N Ф09-4489/12, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 N 07АП-10437/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 N А72-10591/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2009 N А11-10039/2008-К2-23/503).

А. В.Зацепин

Издательство "Главная книга"

13.02.2013