ФНС России активно развивает информационные технологии с целью предоставления на своем сайте широкого спектра электронных услуг. Электронные услуги, позволяющие узнать в онлайн-режиме информацию о состоянии расчетов по налогам (сборам), пеням и штрафам, на сегодняшний день доступны только физическим лицам. Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" позволяет налогоплательщику - физическому лицу получать на сайте ФНС России актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом. Интернет-сервис "Узнай свою задолженность" предоставляет пользователям - физическим лицам, гражданам Российской Федерации возможность получить на сайте ФНС России информацию о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам и налогу на доходы физических лиц

Аналогичные интернет-сервисы было бы целесообразно разработать также для налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В частности, предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможности получать с сайта ФНС России информацию о состоянии расчетов по налогам (сборам), пеням и штрафам, а также информацию обо всех открытых ими счетах в банках позволит значительно сократить временные затраты на процедуру оформления кредитного досье и оптимизировать взаимодействие клиентов с кредитными организациями.

На сегодняшний день определение кредитного досье и требования к составу и оформлению содержащихся в нем документов законодательно не закреплены. Общие сведения о составе документов содержатся в Положении Банка России от 31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", Методических рекомендациях к этому Положению, утвержденных Банком России 05.10.1998 N 273-Т, а также косвенно - в Положении Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности". Конкретный перечень запрашиваемой от клиента документации и информации, а также требования к заверению представленных документов устанавливаются каждым банком самостоятельно и отражаются во внутрибанковских правилах и инструкциях.

Во всех банках для формирования кредитного досье корпоративных клиентов необходимы выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а также справки из налоговых органов об отсутствии просроченной задолженности в бюджет и об открытых счетах в других банках с указанием оборотов по этим счетам за последние 6 (12) месяцев. При этом если выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП банк может самостоятельно получить с сайта ФНС России, то остальные документы клиент сам вынужден запрашивать в территориальных подразделениях ФНС России.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и п. 16 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного Приказом Минфина России от 15.02.2012 N 25н, обращение, поступившее в ФНС России, по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Отсутствие возможности оперативно получить соответствующую информацию с сайта ФНС России существенным образом замедляет процессы финансирования основных производственных нужд субъектов предпринимательской деятельности.

Возможно ли разработать и внедрить на сайте ФНС России электронные сервисы, с помощью которых юридические лица и индивидуальные предприниматели могли бы в онлайн-режиме получить информацию о состоянии расчетов по налогам (сборам), пеням и штрафам, а также информацию обо всех открытых ими счетах в банках?

Ассоциация российских банков

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 февраля 2013 г. N ПА-4-6/2378

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Ассоциации российских банков по вопросу разработки и внедрения электронных сервисов для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информации о состоянии расчетов по налогам (сборам), пеням и штрафам, а также обо всех открытых ими счетах в банках, сообщает следующее.

ФНС России разработан и проходит тестирование Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц", в котором автоматизация функций налогового администрирования и государственной регистрации будет осуществляться по трем направлениям:

- государственная регистрация юридического лица;

- учет юридического лица в налоговых органах;

- расчеты с бюджетом.

В настоящее время ведется работа по созданию на сайте ФНС России аналогичного электронного сервиса для индивидуальных предпринимателей.

В числе функций, которые будут доступны с помощью указанных сервисов, планируется реализовать возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получить информацию об открытых ими счетах в банках.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

А. С.ПЕТРУШИН

13.02.2013