Новое в правовом регулировании договоров о слиянии (присоединении) акционерных обществ

(Бычков О. В.) ("Закон", 2007, N 1) Текст документа

НОВОЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОГОВОРОВ О СЛИЯНИИ (ПРИСОЕДИНЕНИИ) АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

О. В. БЫЧКОВ

Бычков О. В., юрист.

Общеизвестно, что одной из особенностей таких форм реорганизации акционерных обществ, как слияние или присоединение, является тот факт, что они осуществляются в том числе на основании заключенных между реорганизуемыми обществами договоров. Нормы Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) предусматривают заключение договора в ходе реорганизации только в рамках указанных двух форм реорганизации. Как уже неоднократно подчеркивалось в юридической литературе, первопричиной появления договоров о слиянии и присоединении явилось намерение участников гражданского оборота каким-то образом запустить оборот имущественных комплексов, пусть и не путем признания их отдельными объектами гражданско-правового регулирования. В дальнейшем такие имущественные комплексы были признаны оборотоспособными объектами прав. Одной из причин этого явилось укрупнение компаний, которые могли включать в себя целый ряд имущественных комплексов, каждый из которых мог без ущерба для других и самого себя быть отделен от других имущественных комплексов, принадлежащих одному юридическому лицу. Таким образом, на начальном этапе реорганизация и заключаемые в процессе ее осуществления договоры слияния являлись способом приобретения или отчуждения имущественных комплексов, вплоть до момента, когда имущественный комплекс стал признаваться в качестве отдельного объекта гражданского права. Как отмечает Б. П. Архипов, "причиной возникновения института гражданского права - "реорганизации" - являлась возможность избежать процедуры ликвидации юридического лица для распоряжения имуществом, составляющим предприятие. Акционеры, желавшие вывести свои активы из данного бизнеса, либо были вынуждены продавать все имущество общества целиком, но не "на ходу", а фактически уничтожая его как действующее предприятие и, естественно, многократно теряя в цене, либо могли провести ликвидацию акционерного общества и продать все имущество по частям, из-за чего его стоимость также существенно снижалась" <1>. В дальнейшем, с признанием имущественных комплексов оборотоспособными, смысл проведения реорганизации в форме слияния и присоединения заключался уже в другом. -------------------------------- <1> Архипов Б. П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ // Законодательство. 2002. N 10. С. 44.

Помимо целей консолидации компаний и перехода различных акционерных обществ на единую акцию в результате слияния или присоединения, одной из целей реорганизации уже являлось уменьшение трансакционных издержек, связанных с управлением разными акционерными обществами. Особенно это актуально для России, поскольку именно в нашей стране помимо достаточно высоких трансакционных издержек, связанных с управлением акционерным обществом, отсутствует единое налогообложение холдинговых компаний. Каждая из компаний, составляющих холдинг, рассматривается налоговыми органами как самостоятельное юридическое лицо, ведущее самостоятельную хозяйственную деятельность без учета того, что это юридическое лицо является составной частью холдинга. В составе того или иного акционерного общества может находиться несколько имущественных комплексов, для передачи каждого из которых (в том случае, если их передавать отдельно) необходимо соблюсти все формальности, требуемые действующим законодательством <2>. Данная проблема усугубляется тем, что законодательство не содержит четкого определения того, что должно входить в состав предприятия как имущественного комплекса, и приводит лишь примерные составляющие предприятия. Более того, в составе каждого предприятия как имущественного комплекса могут находиться другие предприятия, которые тоже могут по своей сути являться самостоятельными объектами гражданского права. -------------------------------- <2> В соответствии с положениями ГК РФ договор купли-продажи предприятия подлежит государственной регистрации, кроме того, состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре на основе полной инвентаризации предприятия, также привлекается независимый аудитор, который должен выдать заключение о составе и стоимости предприятия.

Таким образом, мотивы, которыми руководствовались субъекты гражданского права при осуществлении реорганизации акционерных обществ, со временем изменились, но от этого сам институт реорганизации не потерял своей привлекательности и актуальности. Тем важнее, на наш взгляд, любые изменения, связанные с порядком осуществления реорганизации в форме слияния (присоединения).

Изменения в нормативной базе

Вплоть до 27 июля 2006 г. Закон об АО содержал общие и достаточно сжатые формулировки относительно условий договора, который акционерные общества заключали в процессе реорганизации в форме слияния или присоединения. Так, в редакции Закона об АО до принятия Федерального закона N 146-ФЗ очень общие положения ст. ст. 16 - 17 устанавливали, что договор о слиянии (присоединении) должен был содержать следующие ключевые условия: порядок и условия слияния/присоединения, а также порядок конвертации акций при реорганизации. Закон об АО определял лишь общие рамки того, что должно содержаться в договоре о присоединении, при этом, по нашему мнению, нормы, посвященные урегулированию основных (существенных) условий, носили "каучуковый" характер. Частично вопросы содержания договора слияния (присоединения) до принятия соответствующих изменений в Закон об АО решались действовавшим Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" (далее - Указ N 1210), на что уже обращалось внимание в литературе <3>. Указ N 1210 утратил свою силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 116 "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". При этом с момента, когда Указ N 1210 утратил силу, и до принятия соответствующих изменений в Закон об АО нормы, позволявшие хотя бы с долей какой-то определенности говорить о содержании договора о слиянии (присоединении), фактически отсутствовали. -------------------------------- <3> Жданов Д. В. Реорганизация акционерных обществ в РФ. М.: Статут, С. 41.

Необходимо признать, что Указ N 1210, несмотря на достаточно специфичную направленность, содержал нормы, которые позволяли упростить задачи юристов при составлении условий договоров слияния (присоединения). Так, в соответствии с п. 2 Указа N 1210 в договоре о слиянии или присоединении должно было быть определено следующее: - права владельцев всех типов размещаемых при реорганизации акций создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества, сроки и порядок обмена акций реорганизуемых акционерных обществ на размещаемые акции этого общества, а также условия такого обмена, в том числе соотношение типов и номинальных стоимостей размещаемых акций, применяемое при обмене для каждого типа ранее выпущенных акций каждого реорганизуемого акционерного общества, иные существенные условия, установленные законом; - дата составления списка акционеров всех реорганизуемых обществ, имевших право на участие в их совместном общем собрании акционеров, а также порядок их голосования на этом собрании, если необходимое для этого число голосов, принадлежащих каждому акционеру, не совпадает с числом принадлежащих ему акций; - условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества. С внесением изменений в Закон об АО Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ произошли существенные изменения в отношении содержания нормативного регулирования содержания договоров о слиянии (присоединении). Действующая в настоящее время редакция Закона об АО в сравнении с предыдущей существенно расширила перечень урегулированных вопросов, которые должны найти отражение в договоре слияния (присоединения). Так, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 16 Закона об АО устанавливают конкретный перечень положений, которые должны быть включены в договор о слиянии (присоединении). Кроме того, Закон об АО оставляет открытым этот перечень. Для наглядности мы приводим таблицу, из которой следует, какие положения должны быть предусмотрены в договоре или названы в качестве возможных в Законе об АО.

Положения Обяза - Положения Обяза - договора о тель - договора о тель - слиянии ность присоединении ность

Наименование, сведения о Наименование, сведения о местонахождении каждого местонахождении каждого из общества, участвующего в обществ, участвующих в слиянии, а также + присоединении + наименование, сведения о местонахождении общества, создаваемого путем реорганизации

Порядок и условия слияния/присоединения

Порядок конвертации акций Порядок конвертации акций каждого общества, присоединяемого общества в участвующего в слиянии, в акции общества, к которому акции создаваемого общест - + осуществляется присоедине - + ва и соотношение (коэффи - ние, и соотношение циент) конвертации акций (коэффициент) конвертации таких обществ акций таких обществ

Указание о количестве чле - Перечень изменений и допол - Диспо - нов совета директоров нений, вносимых в устав зитивно (наблюдательного совета) общества, к которому создаваемого общества (ес - + осуществляется присоедине - ли функции совета директо - ние ров не осуществляются об - щим собранием акционеров создаваемого в результате слияния общества)

Список членов ревизионной Особый порядок совершения Диспо - комиссии или указание о реорганизуемым обществом зитивно ревизоре создаваемого отдельных сделок (видов общества + сделок) или запрет на их совершение с момента при - нятия решения о реорганиза - ции общества и до момента ее завершения

Положения Обяза - Положения Обяза - договора о тель - договора о тель - слиянии ность присоединении ность

Список членов коллегиаль - Иные положения о реоргани - Диспо - ного исполнительного орга - зации, не противоречащие зитивно на создаваемого общества федеральным законам (если такой орган будет + создан и его образование будет находиться в компе - тенции общего собрания акционеров)

Сведения о лице, исполня - ющем функции единоличного + исполнительного органа создаваемого общества

Наименование и сведения о местонахождении профессио - нального участника ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению + реестра владельцев ценных бумаг создаваемого общест - ва (если в соответствии с требованиями закона реестр должен вести регистратор)

Содержать указание об Диспо - аудиторе общества, о зитив - регистраторе создаваемого но общества, о передаче пол - номочий единоличного исполнительного органа управляющей организации

Особый порядок совершения Диспо - реорганизуемым обществом зитив - отдельных сделок (видов но сделок) или запрет на их совершение с момента при - нятия решения о реоргани - зации общества и до мо - мента ее завершения

Иные положения, не Диспо - противоречащие федеральным зитив - законам но

Таким образом, по сравнению с предыдущей редакцией ФЗ об АО внесенные изменения существенно изменили и расширили перечень вопросов, которые должны найти отражение в договоре о слиянии (присоединении).

Возможные проблемы правоприменения

Между тем остался ряд вопросов, которые существовали и до принятия указанных изменений и которые не нашли, по нашему мнению, раскрытия в указанных новых положениях, а часть положений только предстоит испытать на практике. Хотелось бы отметить, что указание Закона об АО на открытый перечень вопросов, которые могут быть урегулированы в договоре о присоединении (слиянии), сужает возможный круг таких вопросов оговоркой о том, что иные положения в договоре о присоединении (слиянии) могут содержаться только в отношении реорганизации, и они не должны противоречить только федеральным законам. Таким образом, в том случае, если определенные положения договора о слиянии (присоединении) будут противоречить подзаконному нормотворчеству уполномоченных органов (в том числе актам уполномоченного органа по рынку ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам), такие положения договора, если следовать буквальному толкованию положений Закона об АО, будут являться действительными. Внесенные изменения не отразили ряд положений, которые бы могли быть указаны в отношении договоров о слиянии (присоединении). Данные вопросы уже были частично урегулированы Указом N 1210 и могли бы придать большую стабильность в вопросах защиты прав акционеров обществ, участвующих в реорганизации. В частности, положений, касающихся конвертации (указание сроков и порядка обмена акций реорганизуемых акционерных обществ на размещаемые акции одного из обществ, условия такого обмена, в том числе соотношение типов и номинальных стоимостей размещаемых акций, применяемое при обмене для каждого типа ранее выпущенных акций каждого реорганизуемого акционерного общества). Кроме того, изменениями, внесенными в Закон об АО, не установлены требования в отношении коэффициента конвертации и порядка его определения и условия, при которых возможно увеличение уставного капитала при реорганизации в форме присоединения путем увеличения номинальной стоимости акций. Ранее Указом N 1210 было определено, что такое увеличение может быть осуществлено не выше, чем на стоимость чистых активов общества. С учетом того что в действующих Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-4/ПЗ-Н, не установлены обязательные требования о представлении бухгалтерских балансов всех лиц, участвующих в реорганизации слиянии (присоединении), так же как и требований относительно обоснованности коэффициента конвертации, это может привести к злоупотреблениям при реорганизации акционерных обществ в части установления порядка конвертации и формирования уставного капитала общества, образованного (созданного) в результате реорганизации. Так и не нашел ответа в принятых изменениях вопрос о том, является ли договор о слиянии (присоединении) крупной сделкой и требует ли он дополнительного одобрения в качестве таковой <4>. Также в соответствующих статьях Закона об АО осталось общее указание на одно из условий договора о слиянии (присоединении) в отношении определения "порядка и условий". Закон об АО оставляет открытым вопрос о том, что подразумевается под таким "порядком и условиями" и в каком случае такое условие договора будет считаться установленным. -------------------------------- <4> См.: Глушецкий А. А. Реорганизация и крупные сделки // Закон. 2006. N 9. (Прим ред.)

В новых положениях Закона об АО о договорах слияния (присоединения) все так же отсутствует указание на правовую природу этих договоров, что также оставляет ряд вопросов относительно их правового регулирования (в том числе порядка и оснований расторжения). Таким образом, мы можем констатировать, что в отношении законодательного регулирования одного из существенных элементов процесса реорганизации акционерных обществ в форме слияния (присоединения) договоров слияния/присоединения сделан значительный шаг вперед. В то же время нельзя не отметить, что указанные изменения не дали ясного ответа на ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике и имеющих существенное значения для того, чтобы процесс реорганизации акционерных обществ проходил в форме, наиболее соответствующей как интересам акционеров реорганизуемых обществ, так и гражданского оборота.

------------------------------------------------------------------

Название документа