Согласно Письму Минфина России от 08.11.2012 N 03-11-11/337 с 01.01.2013 индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты наемным работникам, могут уменьшить сумму ЕНВД на 100% суммы уплаченных за себя страховых взносов. ИП, производящие выплаты физическим лицам, вправе уменьшить сумму ЕНВД на суммы страховых взносов, уплаченных за наемных работников, в размере не более 50% от суммы налога
Может ли индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, уменьшить сумму ЕНВД на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов и на сумму страховых взносов, уплаченных за наемных работников, в размере не более 50% от суммы налога?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 2013 г. N 03-11-11/65
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 1 января 2013 г. сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками единого налога на вмененный доход на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ;
3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.
При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму данных расходов более чем на 50 процентов.
Согласно п. 2.1 ст. 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на вмененный доход на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных ими страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.
Уменьшение суммы единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не производится.
Также доводим до сведения, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за разъяснениями по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также с предложениями по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, следует обращаться в Минтруд России.
Одновременно сообщаем, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном ст. 34.2 Кодекса.
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Кроме того, обращаем внимание, что Письмо Минфина России от 08.11.2012 N 03-11-11/337, о котором упоминается в обращении, является ответом на конкретный запрос налогоплательщика и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, а также не является нормативным правовым актом.
В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 письма Департамента носят информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных письмах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
12.02.2013