ФГУП приобрело суда, которые зарегистрированы в РМРС. Приобретенные суда не используются для перевозки грузов и пассажиров, а относятся к вспомогательному флоту и используются на территории РФ для расчистки дна акватории и каналов (земснаряды)

Все доходы, полученные от эксплуатации земснарядов, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме.

Вправе ли судовладелец учитывать расходы на обслуживание, ремонт, амортизацию и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией таких судов, в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль? Применяется ли п. 3 ст. 256 НК РФ к данным судам, т. е. можно ли в таком случае признать земснаряды амортизируемым имуществом?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 февраля 2013 г. N 03-03-06/4/3350

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций доходов (расходов), полученных (произведенных) при эксплуатации судов-земснарядов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в Российском международном реестре судов, и сообщает следующее.

Согласно пп. 33.2 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). При этом под эксплуатацией таких судов в целях указанного подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения.

Из изложенного следует, что указанные положения НК РФ подлежат применению в том случае, если доходы получены в рамках договорных отношений по использованию данных судов для оказания услуг и видов деятельности, предусмотренных пп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Одновременно п. 48.5 ст. 270 НК РФ установлено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Как следует из запроса, суда-земснаряды, зарегистрированные в РМРС, используются судовладельцем для расчистки дна акватории морского порта и подходов к нему.

При этом доходы судовладельца представляют собой портовые сборы, взимаемые в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Из положений ст. 19 указанного Федерального закона следует, что портовые сборы взимаются за оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему.

По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, в силу специфики установления портовых сборов их нельзя квалифицировать как полученные непосредственно от использования судов-земснарядов в целях, предусмотренных пп. 32.2 п. 1 ст. 251 НК РФ. Указанные виды доходов подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

При этом расходы, связанные с эксплуатацией судов-земснарядов, зарегистрированных в РМРС и используемых для расчистки дна акватории морского порта и подходов к нему, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании п. 48.5 ст. 270 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ с 1 января 2012 г. из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются зарегистрированные в РМРС суда на период нахождения их в РМРС.

Таким образом, с 1 января 2012 г. начисление суммы амортизации в отношении всех судов, зарегистрированных в РМРС, не производится независимо от того, для каких целей они используются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

11.02.2013