Организация в 2013 г. привлекла гражданина Узбекистана для работы не по той профессии, которая указана в строке "Вид деятельности" его разрешения на работу. Предусмотрена ли в этом случае административная ответственность для организации?

Ответ: Привлечение иностранного лица для работы по профессии, не указанной в его разрешении на работу, расценивается органами ФМС России как отсутствие разрешения на работу. А значит, на организацию может быть наложен штраф по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях на сумму от 250 000 до 800 000 руб. либо ее деятельность в административном порядке может быть приостановлена на срок до 90 суток. Однако есть судебные решения, в которых суды делают вывод, что ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в такой ситуации не применяется.

Обоснование: На юридическое лицо, которое привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу, налагается штраф в размере от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, если получение такого разрешения обусловлено нормами законодательства (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан, заключенное 30.11.2000, устанавливает в ст. 1, что граждане Узбекистана могут въезжать на территорию РФ без оформления визы.

Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, для получения разрешения на работу подает заявление в территориальный орган ФМС России, в котором указывает вид деятельности (п. п. 1, 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в безвизовом порядке, может быть выдано еще до заключения трудового договора (пп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). То есть в разрешении на работу может указываться вид деятельности, указанный иностранцем в заявлении о выдаче такого разрешения (утв. Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370). Кроме того, если в заявлении и в разрешении на работу указывается вид деятельности, то в случае продления разрешения на работу иностранец, прибывший в безвизовом порядке, указывает виды деятельности, осуществлявшиеся на основании полученного им разрешения на работу (пп. 3 п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, Приложение N 2 к Приказу ФМС России от 20.07.2010 N 223). Из чего можно сделать вывод, что иностранный гражданин может заниматься несколькими видами деятельности на основании разрешения на работу, в котором указан один вид деятельности.

Учитывая изложенное, привлечение организацией гражданина Узбекистана для работы не по той профессии, которая указана в его разрешении на работу, не влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Главное, что есть разрешение на работу. С этим согласны ФАС Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского округов (Постановления от 14.10.2011 N А19-9183/2011, от 14.10.2011 N А19-9182/2011, от 17.09.2012 N А67-6058/2011).

Однако есть и другая точка зрения. Если иностранное лицо на момент подачи заявления о выдаче разрешения на работу уже имеет заключенный трудовой договор, то такой трудовой договор представляется одновременно с заявлением (пп. 4 п. 3, п. 3.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). А если иностранец заключил новый трудовой договор в течение срока действия разрешения на работу, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней обязан обратиться в территориальный орган ФМС России для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу (п. 7.6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, разрешение на работу выдается иностранному гражданину с учетом квоты, которая устанавливается Правительством РФ на календарный год с распределением по субъектам РФ и по приоритетным профессионально-квалификационным группам (п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). А для некоторых сфер деятельности для получения разрешения на работу иностранцами, прибывшими в безвизовом порядке, требуется подтверждение владения русским языком на уровне не ниже базового, если русский язык не является государственным в его стране (п. п. 5, 8.1, 8.2, 8.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). На основании данных норм возможно, что орган ФМС России не выдал бы разрешение на работу, если бы в заявлении о выдаче разрешения изначально был бы указан вид деятельности, которым фактически занимается иностранец. Допущение ситуации, когда иностранный работник может указать в заявлении о выдаче разрешения на работу один вид деятельности (профессию) и получить разрешение им заниматься, а фактически работать по другой профессии (заниматься другим видом деятельности), приведет к возможности несоблюдения указанных норм.

Таким образом, иностранцу выдается разрешение на работу именно по той профессии, которая указана в разрешении на работу. И если организация привлечет к работе иностранца не по той профессии, которая указана в строке "Вид деятельности" его разрешения на работу, органы ФМС России считают это привлечением к труду иностранного гражданина без разрешения на работу. Тем более что такую же позицию занимает и Верховный Суд РФ (Постановление от 23.09.2011 N 18-АД11-15). В арбитражной практике с позицией инспекторов ФМС России согласен ФАС Северо-Кавказского округа (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2012 N А53-16050/2011, от 05.08.2009 N А53-25254/2008-С4-49). Во избежание претензий органов ФМС России организации лучше не привлекать иностранного работника до тех пор, пока он не представит разрешение на работу по требуемой в организации профессии (п. 7.6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

О. В.Кулагина

Издательство "Главная книга"

08.02.2013