Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление) введено понятие необоснованной налоговой выгоды. НК РФ не содержит такого понятия, следовательно, налоговые органы в своей деятельности руководствуются определением, введенным Постановлением
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога производится в судебном порядке, если обязанность организации или индивидуального предпринимателя по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
- юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком;
- статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Следовательно, решение вопроса об обоснованности налоговой выгоды и о применении последствий при признании выгоды необоснованной производится только в судебном порядке.
В соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа, вынесший решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вправе до вступления в силу данного решения принять меры, направленные на обеспечение исполнения решения.
Вправе ли налоговый орган, предполагающий наличие у налогоплательщика необоснованной налоговой выгоды, самостоятельно (без обращения в суд) выносить решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 февраля 2013 г. N 03-02-07/1/3089
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о привлечении налогоплательщика к ответственности в связи с признанием налоговым органом получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и сообщает следующее.
Вынесение в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решения налоговым органом о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не ставится в зависимость от обстоятельств выявления налоговым органом факта необоснованного получения налогоплательщиком налоговой выгоды.
При этом Кодексом не предусмотрено принятие в судебном порядке решения о привлечении к ответственности налогоплательщика.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 45 Кодекса установлено, что в судебном порядке производится взыскание налога с организаций и индивидуальных предпринимателей, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной соответствующим налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2008 N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации" оценка налоговых последствий финансово-хозяйственных операций, совершенных во исполнение сделок, должна производиться налоговыми органами в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. При установлении в ходе налоговой проверки факта занижения налоговой базы вследствие неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок и оценки налоговых последствий их исполнения налоговый орган, руководствуясь пп. 3 п. 2 ст. 45 Кодекса, вправе самостоятельно осуществить изменение юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов).
Учитывая изложенное, полагаем, что при выявлении факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и совершения налогового правонарушения налоговый орган выносит решение о привлечении этого налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, не обращаясь для этого в суд.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
08.02.2013