Является ли неизвещение налогоплательщика о рассмотрении дополнительных мероприятий налогового контроля основанием для отмены решения, вынесенного по итогам налоговой проверки?

Ответ: Да, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля, является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и влечет отмену решения налогового органа о привлечении/об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обоснование: Согласно п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен известить лицо, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения материалов указанной проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В соответствии с правовой позицией Минфина России, выраженной в Письме от 06.11.2009 N 03-02-08/82, налоговые органы на основании п. п. 1, 2 и 4 ст. 101 НК РФ обязаны предоставить налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, в том числе полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 20.04.2010 N 162/10 по делу N А53-16885/2008 и от 16.06.2009 N 391/09 по делу N А56-53359/2007 указал, что обжалуемые решения инспекции незаконны, поскольку представитель общества не имел возможности присутствовать на рассмотрении всех материалов проверки, что привело к нарушению нормы п. 14 ст. 101 НК РФ. Суд пришел к выводу, что после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция должна была известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения всех материалов проверки.

Согласно многочисленной судебной практике, если инспекция не обеспечила налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки (не известив надлежащим образом налогоплательщика и лишив его возможности дать пояснения по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля), решение, вынесенное по результатам проверки, должно быть отменено (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10519/10 по делу N А41-24669/09, ФАС Московского округа от 13.09.2011 по делу N А40-104527/10-4-562, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2013 по делу N А75-4416/2011).

Исходя из вышеизложенного, налоговый орган обязан извещать налогоплательщика о рассмотрении материалов налоговой проверки по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля, а нарушение данной обязанности влечет отмену решения, принятого в отсутствие доказательств извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов дополнительного налогового контроля.

Н. Н.Ганжела

Аудиторская компания

"GSL Law & Consulting"

14.05.2014