Организация-покупатель приобрела у индивидуального предпринимателя - продавца канцелярскую продукцию. Данный факт подтверждается в том числе кассовым чеком. При исчислении налога на прибыль организация отнесла затраты на приобретение канцелярских товаров в состав расходов. Налоговый орган установил, что у индивидуального предпринимателя ККТ не была зарегистрирована в налоговых органах, и по этой причине посчитал расходы организации на канцелярскую продукцию необоснованными и неподтвержденными. Правомерна ли позиция налогового органа?

Ответ: По нашему мнению, позиция налогового органа о том, что расходы на канцтовары являются необоснованными в случае применения продавцом незарегистрированной ККТ, неправомерна, поскольку организация не может отвечать за действия контрагента. При этом в судебной практике отражена и противоположная точка зрения, согласно которой чеки ККТ, не зарегистрированной в установленном порядке, не могут являться подтверждающими документами произведенных расходов. Соответственно, в случае возникновения налогового спора у организации есть шансы отстоять свою позицию в суде.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на канцелярские товары.

Как закреплено в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Также п. 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

НК РФ не разрешает вопрос относительно того, будут ли расходы являться подтвержденными по чеку ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах.

По данному вопросу имеется судебная практика, отражающая две различные точки зрения. Согласно первой чеки ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах, не подтверждают оплату товара (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.04.2013 N Ф03-1133/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2013 N А32-12618/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.02.2013 N А27-9391/2012, ФАС Уральского округа от 13.02.2013 N Ф09-14229/12, ФАС Поволжского округа от 04.12.2012 N А06-2686/2012).

При этом согласно второй точке зрения действующим законодательством не предусмотрено возложение на налогоплательщика ответственности за действия его контрагентов и обязанности проверять факт регистрации в налоговом органе ККТ, применяемой контрагентами. Применение продавцом товара при расчетах не зарегистрированной в налоговых органах ККТ не может повлечь неблагоприятных налоговых последствий для налогоплательщика - покупателя товаров (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2013 N А52-1567/2012, от 26.11.2012 N А66-17100/2011, ФАС Поволжского округа от 09.10.2012 N А12-18308/2011).

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщиков проверять факт регистрации в налоговом органе ККМ, применяемых контрагентами, отсутствует официальная позиция уполномоченных органов по данному вопросу. Суды приходят к противоположным выводам: одни указывают, что чеки ККТ, не зарегистрированной в установленном порядке, не могут являться подтверждающими документами произведенных расходов, другие же считают, что налогоплательщик вправе отнести в состав расходов затраты, подтверждающиеся чеком, выданным ККТ, которая не зарегистрирована, поскольку налогоплательщик не может отвечать за действия контрагента. Следует отметить, что при принятии решения суды учитывают прочие обстоятельства (реальность совершения хозяйственных операций, корректность оформления других первичных документов по сделке, добросовестность налогоплательщика).

Е. Д.Носкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.05.2014