Организация, подавшая заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме на поставку товара, в сведениях о поставляемом товаре воспроизвела все характеристики поставляемого товара, установленные аукционной документацией, однако один из показателей, касающийся качества предлагаемого к поставке товара, предложила с отклонением в лучшую сторону. Правомерно ли в такой ситуации отклонение аукционной комиссией заявки организации в связи с несоответствием конкретных показателей, указанных в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, сведениям аукционной документации?

Ответ: Рассматриваемые действия аукционной комиссии не могут быть признаны правомерными.

Обоснование: На основании ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом, в случае если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 4 и 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

Как следует из ч. 1 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей (ч. 3 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ).

Из пп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ следует, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.

В силу ч. 3 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены рассматриваемой статьей.

Согласно ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случаях:

1) непредставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, или представления недостоверных сведений;

2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

Таким образом, с одной стороны, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме; с другой - исходя из ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ одной из его целей является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, и предложение участником размещения заказа товара именно лучшего качества такой цели отвечает.

Подтверждает данный вывод и Постановление ФАС Уральского округа от 29.06.2012 N Ф09-5247/12, из материалов дела которого следует, что заявка участника не только соответствует значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, но и заявлена с улучшающими показателями (так как сорт заявленного товара указан выше, чем определено в аукционной документации).

Исходя из изложенных норм, учитывая судебную практику, считаем, что в рассматриваемой ситуации действия аукционной комиссии не могут быть признаны правомерными.

В то же время, на наш взгляд, не любое отклонение в большую сторону может быть признано улучшающим значения товара, установленные аукционной документацией, - такое улучшение может касаться, прежде всего, качественных показателей, отклонение же в сторону от количественных показателей (например, количество, размер, параметры товара) может привести к отказу аукционной комиссии в допуске к участию в аукционе по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

01.02.2013