Организация подала две заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение работ. Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок обе заявки организации конкурсная комиссия рассмотрела и лучшей признала одну из заявок указанной организации. Имеются ли в такой ситуации основания для признания конкурса недействительным как ограничивающим конкуренцию, притом что организация считает, что ее заявки конкурировали только с заявкой индивидуального предпринимателя, которой был присвоен третий порядковый номер, а не между собой?
Ответ: В рассматриваемой ситуации имеются основания для признания конкурса недействительным как ограничивающим конкуренцию, а позицию организации, считающей, что ее заявки не конкурировали между собой, следует признать неправомерной.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
В силу ч. 6 ст. 25 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).
На основании ч. 3 ст. 26 Закона N 94-ФЗ конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, которые поступили заказчику, уполномоченному органу до вскрытия заявок на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.
Как следует из ч. 1 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия (ч. 8 ст. 28 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 28 Закона N 94-ФЗ победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В силу ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных Законом N 94-ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
При этом в силу ч. 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ нарушение правил, установленных названной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Таким образом, конкурсная комиссия в рассматриваемой ситуации в нарушение положения ч. 3 ст. 26 Закона N 94-ФЗ рассмотрела обе заявки, поданные одной и той же организацией, вместо того чтобы возвратить их участнику. Нарушение указанного правила и признание одной из заявок организации победившей в конкурсе исходя из названных положений Законов N N 94-ФЗ и 135-ФЗ является основанием для признания конкурса недействительным. При этом Закон N 94-ФЗ не допускает возможности подачи участником нескольких заявок в отношении одного и того же лота, тем самым не допуская возможности соревнования между ними, что приведет к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации имеются основания для признания конкурса недействительным как ограничивающим конкуренцию, так как в том числе подлежат восстановлению нарушенные права участника, заявке которого был присвоен третий порядковый номер в результате вышеуказанных неправомерных действий конкурсной комиссии, а позиция организации, считающей, что ее заявки не конкурировали между собой, основана на неверном толковании Закона N 94-ФЗ.
Указанная позиция полностью подтверждается судебной практикой. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 28.12.2010 N А03-3767/2010 отметил, что исходя из задач и целей конкурса участник конкурса вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота); допуская возможность подачи одним участником по одному и тому же лоту нескольких заявок, организатор конкурса тем самым допускает возможность проведения конкурса между заявками одного и того же участника, что противоречит природе конкурса; при проведении конкурса оцениваются и конкурируют между собой сами заявки, следовательно, заявки, поданные индивидуальным предпринимателем, конкурировали как с заявкой другого индивидуального предпринимателя, так и между собой.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
31.01.2013