20.12.2012 в 10.00 государственный заказчик зарегистрировал заявку организации A на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по информационному сопровождению деятельности заказчика. В этот же день в 10.10 зарегистрирована заявка на участие в этом конкурсе организации B. 25.12.2012 по инициативе заказчика в конкурсную документацию были внесены изменения, в соответствии с которыми 28.12.2012 были зарегистрированы изменения в ранее представленную заявку организации B и 29.12.2012 - организации A. По результатам оценки и сопоставления заявок на участие конкурсная комиссия установила одинаковые условия исполнения контракта, предложенные организациями A и B, при этом первый номер был присвоен заявке организации B, которая и была признана победителем конкурса. Правомерны ли указанные действия конкурсной комиссии заказчика?

Ответ: Действия конкурсной комиссии по присвоению первого номера заявке организации B, ранее зарегистрировавшей изменения в заявку, но позже подавшей заявку (изначально), учитывая одинаковые условия исполнения контракта, предложенные организациями A и B, следует признать неправомерными.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией (ч. 10 ст. 25 Закона N 94-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

На основании ч. 1 ст. 28 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (ч. 2 ст. 28 Закона N 94-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 28 Закона N 94-ФЗ на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

Исходя из норм ч. 9 ст. 28 Закона N 94-ФЗ победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Таким образом, при наличии в нескольких заявках на участие в конкурсе одинаковых условий исполнения контракта применяется такой дополнительный критерий, как время подачи заявки, и меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

При этом из положений Закона N 94-ФЗ не следует, что внесение участником размещения заказа изменений в заявку на участие означает подачу им новой заявки, а момент подачи заявки, в которую внесены изменения, признается моментом подачи новой заявки.

Аналогичный вывод отражен в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2011 N А03-1767/2011, в котором суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов нижестоящих инстанций, указывающих, что исходя из положений Закона N 94-ФЗ внесение участником конкурса изменений в поданную им заявку во исполнение изменений конкурсной документации не свидетельствует о подаче им новой заявки, поэтому меньший номер следовало присвоить заявке организации, ранее поданной изначально.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации действия конкурсной комиссии по присвоению первого номера заявке организации B, ранее зарегистрировавшей изменения в заявку, но позже подавшей заявку, учитывая одинаковые условия исполнения контракта, предложенные организациями A и B, следует признать неправомерными.

Следует отметить, что на основании ч. 7 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях выбор членом конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии победителя торгов, победителя в проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

31.01.2013