Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях: научно-практический комментарий статей 14 и 26 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"

(Малиновский А. А.) ("Центр публично-правовых исследований", 2006) Текст документа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ СТАТЕЙ 14 И 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

А. А. МАЛИНОВСКИЙ

Малиновский А. А., кандидат юридических наук, доцент Московского государственного института международных отношений.

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

Комментарий к статье 14

В комментируемой статье указывается, что к основаниям для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке относятся: 1. Нарушение религиозными группами и организациями общественной безопасности и общественного порядка. В данном случае имеется в виду совершение таких деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, как: массовые беспорядки (ст. 212); вандализм (ст. 214); незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222); незаконное изготовление оружия (ст. 223); незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228); склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230); незаконное занятие частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью (ст. 235); организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239); уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243); надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244) и др. 2. Деятельность, направленная на совершение следующих экстремистских действий: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности России; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; публичные призывы к осуществлению вышеуказанных действий, финансирование вышеуказанных действий либо иное содействие их осуществлению (ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"). 3. Принуждение к разрушению семьи. Вероучения некоторых религиозных объединений содержат в себе положения, направленные на разрушение семьи <*>. В частности, утверждается, что окружающий нас мир, построенный, например, преимущественно по христианским заповедям, не приносит человеку ничего кроме несчастья. Существование человека на земле - это совокупность невзгод, лишений и рабского поклонения другим людям. Подросткам внушается, что родители представляют собой первейшее зло, поскольку они воспроизвели своего ребенка на свет, заставляют его подчиняться своей воле и тем самым обрекают на мучения. Следовательно, нет необходимости их слушаться, поддаваться их воспитанию, так как это лишь усилит страдания. Необходимо в идеале покинуть родительский дом, а родителей подвергнуть наказанию. -------------------------------- <*> См. подробнее: Малиновский А. А. Деятельность религиозных объединений (психологические и юридические аспекты). Справочное пособие для сотрудников прокуратуры / А. А. Малиновский, В. А. Бурковская. М., 1999; Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Под ред. Н. И. Макаровой. Минск, 1996.

Представители других религиозных объединений обязывают своих членов дистанцироваться от семейного окружения, поскольку их близкие не обладают истинным (с точки зрения конкретного вероучения) мировоззрением <*>. Утверждается, что "биологические" родители, выполнив свою функцию по воспроизводству потомства, должны отойти на задний план. Необходимо беспрекословно подчиняться только истинным "духовным" родителям. Иногда новообращенным принудительно присваиваются новые имена, а старые рекомендуется забыть. -------------------------------- <*> См.: Бурковская В. А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. М., 2005.

Некоторые религиозные организации рассматривают себя в качестве большой семьи. Адепты называют друг друга "братом" или "сестрой", проживают совместно и находятся под влиянием лидера организации - "духовного" отца. Вышеуказанная религиозная практика и положения вероучений противоречат предписаниям Семейного кодекса РФ. Например, религиозное объединение, взявшее на себя заботу о воспитании и содержании детей, не обладает статусом приемной семьи, а следовательно, не может использовать права родителей по воспитанию детей, поскольку не отвечает установленным в законодательстве требованиям. В соответствии с Положением о приемной семье (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829) и Семейным кодексом РФ на воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Родители согласно ст. 63 - 65 СК имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать их права и законные интересы. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу (ст. 54 СК). В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих. На практике имеют место случаи, когда совершеннолетний член семьи, попавший под влияние религиозного объединения, полностью разрывает семейно-родственные связи. Это может выражаться не только в нарушении духовного единства семьи, но и в совершении ряда противоправных действий, а именно: - в отказе родителя выполнять обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей (ст. 156 УК РФ); - в отказе родителя выступать их законным представителем, защищать права и законные интересы несовершеннолетних детей; - в отказе родителя от содержания несовершеннолетних детей, супруга, престарелых родителей (ст. 157 УК РФ). Если факт принуждения к разрушению семьи со стороны религиозного объединения отсутствует, значит, нет основания для ликвидации религиозного объединения. 4. Посягательства на личность, права и свободы граждан. К этим деяниям относятся преступления, совершаемые членами религиозных объединений в процессе осуществления религиозных обрядов или совместного проживания, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом РФ: убийство (ст. 105), доведение до самоубийства (ст. 110), умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111, 112, 114, 115), побои (ст. 116), истязания (ст. 117), оставление в опасности (ст. 125), похищение человека (ст. 126) и др. 5. Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий. Деятельность религиозных объединений зачастую связана с причинением вреда нравственности и здоровью граждан. Во многом это обусловлено тем, что лидеры религиозных объединений заставляют своих последователей в целях "расширения границ сознания" или для "постижения высшего блаженства" применять наркотические средства или психотропные вещества. Как утверждается, это способствует более полному пониманию картины мира, осознанию своего места в мироздании, способствует уходу от суетных мирских проблем. Сформировавшаяся устойчивая наркотическая зависимость значительно усиливает власть руководителя религиозного объединения. Это деяние должно квалифицироваться по ст. 230 УК как склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ. Принуждение к совершению развратных действий в некоторых религиозных объединениях объясняется своеобразием учения о грехе. В частности, постулируется, что стыд и скромность есть первейшие человеческие грехи, от которых необходимо избавляться в первую очередь. Для этого нужно осуществить религиозные ритуалы сексуального характера, а именно: поцеловать "священный" мужской половой член, публично раздеться ("раскрыть врата дьяволу") и совершить сексуальный акт, участвовать в групповых сексуальных актах. В других религиозных организациях ритуалы сексуального характера проводятся лишь в исключительных случаях: для публичного лишения невинности, в целях наказания, при посвящении в адепты и т. п. Согласно Уголовному кодексу РФ названные действия квалифицируются по ст. 132 (Насильственные действия сексуального характера), 133 (Понуждение к действиям сексуального характера), 134 (Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста), 135 (Развратные действия). Наиболее эффективным средством психологического воздействия на человека, используемым в религиозной практике, является гипноз. Хорошее владение руководителем религиозного объединения гипнотехникой и гипнабельность адепта создают предпосылки для злоупотреблений гипнозом. Отрицательное влияние гипноза на человека необходимо рассматривать в возможностях: во-первых, причинения вреда здоровью самим гипнозом как психофизиологическим процессом в виде неблагоприятного действия на психическую сферу загипнотизированного или другие функциональные системы организма; во-вторых, умышленного или неосторожного причинения вреда гипнотизером. Так, адепту могут внушаться приказы религиозного содержания, носящие противоправный характер, а также мысли о различных телесных недугах. В гипнотическом состоянии он может склоняться к совершению аморальных поступков либо к таким действиям, которые адепт, находясь в состоянии бодрствования, совершать не хотел. К иным противоправным действиям, причиняющим ущерб нравственности и психическому здоровью граждан, следует отнести ритуальные убийства животных, осуществляемые жестоким способом (ст. 245 УК), а также надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением (ст. 244 УК). 6. Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии. Каждое из вышеперечисленных общественно опасных деяний является результатом религиозной практики. Склонение к самоубийству осуществляется руководителем религиозной организации и обусловлено особенностями вероучения. Например, утверждается, что всех живущих на земле в скором времени ожидает конец света. Возможность спастись (попасть в рай, обрести вечное блаженство) есть только у тех, кто в определенное время, в определенном месте, предписываемым вероучением способом, добровольно уйдет из жизни. Поскольку адепты находятся в сильной психологической зависимости от руководителя религиозного объединения, то массовые самоубийства (особенно за рубежом) происходят достаточно часто. Этот феномен может быть объяснен не только значительным влиянием харизматического лидера, но и закономерностями группового психического заражения. Однако не нужно забывать, что склонность к самоубийству во многом предопределяется суицидальными особенностями индивида. От склонения к самоубийству следует отличать такое преступное деяние, как доведение до самоубийства. Согласно ст. 110 УК доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство осуществляется путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Все перечисленные деяния находят свое выражение в религиозной практике. Так, адепту, находящемуся в полной материальной зависимости от религиозного объединения (например, проживающему в братстве), могут угрожать отказом в жилище, лишением материальной помощи, жестокой физической расправой, разглашением позорящих сведений. Под жестоким обращением следует понимать причинение адепту физических или психических страданий, которые могут включать в себя побои, лишение пищи, не обусловленное постом, отказ в оказании медицинской помощи, выставление на позорном месте. Систематическое унижение человеческого достоинства выражается в неоднократных оскорблениях потерпевшего, незаслуженной критике его поступков, осуществлении в отношении его уничижительных ритуалов. Уголовный закон не требует, чтобы субъект данного преступления осуществлял вышеперечисленные действия исключительно с целью добиться добровольного ухода потерпевшего из жизни. Зачастую подобное обращение с адептами продиктовано желанием лидера религиозного объединения поддерживать суровую дисциплину, укреплять чувство страха перед собой как представителем высшей силы на земле. Склонение адептов к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи также обусловлено особенностями вероучения. Адептам внушается, что если Бог определил, сколько человек должен жить на земле, то никто иной не может вмешиваться в таинство человеческой жизни. Все болезни должны проходить сами собой за счет божественной силы (защитных сил организма), дарованной каждому живущему на земле. И если один из заболевших умирает, а другой нет, то такова воля Всевышнего и этому не надо противодействовать. Считается, что истинно верующему нет необходимости вверять свою жизнь врачам. В иных случаях запрещаются только хирургические операции, переливание крови и другие медицинские процедуры. Некоторые адепты отказываются от операций, даже попав в больницу и находясь в опасном для жизни состоянии. Известны случаи, когда верующие умирали, отказавшись от медицинской помощи, или усугубляли свое болезненное состояние. Отказ лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии, от оказания медицинской помощи по религиозным мотивам является основанием для соответствующей прокурорской проверки и выявления религиозного объединения, адептом которого было данное лицо. В случае подтверждения фактов проповедования лидером религиозного объединения необходимости отказа от оказания медицинской помощи прокурор должен внести в суд представление о запрете деятельности данного объединения. 7. Воспрепятствование получению обязательного образования осуществляется посредством запрета посещать общеобразовательные учреждения. Руководители религиозных объединений, а также родители, попавшие под их влияние, объясняют это тем, что в школах детей все равно ничему хорошему не научат, а для счастливой жизни им достаточно религиозного образования. Однако ст. 19 Закона РФ "Об образовании" предписывает, что в Российской Федерации основное общее образование является обязательным. Получение исключительно религиозного образования создает социально дезорганизованную личность и противоречит ч. 4 ст. 14 названного Закона, согласно которой содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Кроме того, образование в Российской Федерации носит светский характер и его содержание должно обеспечивать: - адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - воспроизводство и развитие кадрового потенциала. В практике религиозных объединений воспрепятствование получению обязательного образования встречается достаточно редко. Наиболее распространенными являются случаи, когда адептам внушается нецелесообразность обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. Несмотря на очевидную деструктивность подобной практики, деятельность религиозных объединений в данном случае не является противоправной, поскольку в соответствии с действующим законодательством высшее и среднее специальное образование не является обязательным. 8. Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Имущество, пожертвованное гражданами, является, как правило, одним из основных источников доходов религиозных объединений. В качестве предметов пожертвований выступают деньги, ценные вещи, автомобили, недвижимость. Законом разрешается только добровольная передача имущества, т. е. осуществленная без какого-либо принуждения, дееспособным лицом. Любое требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения иных действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего либо его близким, должны квалифицироваться в соответствии со ст. 163 УК как вымогательство. Руководитель религиозного объединения может осуществлять вымогательство путем угрозы распространения: сведений о принадлежности того или иного человека или его близких к религиозному объединению, которое рассматривается в общественном сознании как деструктивное; порочащих сведений, которые стали ему известны из исповеди и других религиозных ритуалов "духовного самоочищения", когда человек приватно или публично рассказывает о своих житейских грехах (например, о совершенных преступлениях или аморальных проступках). Принуждение членов религиозного объединения к отчуждению принадлежащего им имущества имеет особенности. Во-первых, принуждение часто выражается в завуалированной форме. Новообращенному адепту сообщается, что он только тогда сможет постичь "истину" ("познать мир", "прояснить свое сознание") и раскрепоститься духовно, когда передаст свое имущество (накопление и сохранение которого отнимает много сил и времени, столь необходимых для духовного самосовершенствования) религиозному объединению. Адепту внушается, что поскольку он еще не достиг "вершин духовного совершенства", он все равно не сможет правильно распоряжаться своим имуществом. В других случаях последователям религиозных объединений объясняют, что они только тогда смогут стать полноправными членами, когда полностью освободятся от мирской суеты и, не имея никакой собственности, будут странствовать, живя милостыней, и пропагандировать вероучение. Во-вторых, принуждение зачастую осуществляется с применением специальных психотехник, которые позволяют сделать человека более послушным, некритичным, дезадаптировать его по отношению к окружающему миру. Как показывает практика, нахождение человека под интенсивным психологическим воздействием (длительные проповеди, многочасовые молитвы, беседы "по душам" с другими адептами, ночные бдения) иногда приводит к изменению мировоззрения, особенно у лиц с неустойчивой психикой или с несформировавшимися взглядами на жизнь. Лица, которые впоследствии порывают с религиозным объединением и выходят из состояния психологической зависимости, свидетельствуют о том, что ранее они "не понимали, что делают" ("вся жизнь проходила, как в тумане"), полностью доверяли руководителю, своим наставникам, рассматривали навязываемое вероучение как единственно истинное, старались соотносить свое поведение с религиозными нормами, считали, что поступают совершенно добровольно. В случае принуждения лица к отчуждению своего имущества в пользу религиозного объединения как бы в "добровольном порядке" необходимо рассматривать вопрос о наличии в конкретном деянии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК (Мошенничество). Мошенничество представляет собой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом под обманом следует понимать умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество, и таким образом добиться от него добровольной передачи имущества, а также сообщение с этой целью заведомо ложных сведений. Способ совершения преступления носит информационный характер (чтение проповедей, внушение истинности вероучения) и строится на особых доверительных отношениях, сложившихся между виновным и потерпевшим. Своеобразие данного преступления состоит в том, что с внешней стороны оно проявляется в "добровольном" отчуждении имущества самим собственником и передаче его преступнику. Последний путем воздействия на сознание и волю потерпевшего или злоупотребляя его доверием безвозмездно обращает переданное ему имущество в свою пользу <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <*> См. подробнее: Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1996. С. 350 - 353.

При невозможности привлечения лица, принуждавшего к отчуждению чужого имущества, к уголовной ответственности за мошенничество в связи с отсутствием признаков состава преступления необходимо рассмотреть вопрос о признании сделки по передаче имущества недействительной в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 9. Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения. Право выхода гражданина из религиозного объединения является неотъемлемой частью свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированной Конституцией РФ. Гражданин имеет право выбирать, будет ли он реализовывать свое право на свободное вероисповедание единолично или участвуя в деятельности религиозного объединения. В связи с изменившимися мировоззренческими позициями гражданин имеет право переходить из одного религиозного объединения в другое, беспрепятственно выходить из религиозного объединения, а также не состоять ни в одном из них. Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни и здоровью, если имеются основания опасаться осуществления этой угрозы, должно квалифицироваться в соответствии со ст. 119 УК как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Угроза причинения вреда имуществу не является уголовно наказуемым деянием. Однако это обстоятельство необходимо рассматривать в качестве основания для запрета на деятельность религиозного объединения. Применение насильственного воздействия в целях воспрепятствования выходу гражданина из религиозного объединения необходимо квалифицировать по ст. 127 УК как незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением. Насильственное воздействие заключается в том, что человека содержат в запертом помещении, удерживают с помощью силы. Как показывает практика, подобные действия наиболее часто осуществляются в отношении несовершеннолетних. Иные противоправные действия включают в себя: отказ в возвращении документов, удостоверяющих личность; непредоставление денег (заработанных в братстве), необходимых для проезда из удаленного населенного пункта; причинение легкого вреда здоровью; угрозу оклеветать гражданина либо сообщить о нем порочащие сведения; обязывание выплатить большую сумму денег, якобы потраченную религиозным объединением на его содержание, либо принуждение к выполнению определенных работ или оказанию услуг, необходимых в качестве отступного. 10. Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Данное деяние во многом обусловлено особенностями некоторых вероучений. В зависимости от той или иной религиозной догмы адептам объясняется нецелесообразность или даже недопустимость исполнения таких обязанностей, как: соблюдение законов страны проживания, служба в армии, исполнение родительских обязанностей, уплата налогов и т. п. Под побуждением к совершению иных противоправных действий следует понимать призывы либо принуждение граждан к осуществлению любой незаконной деятельности (например, организация под эгидой религиозного объединения незаконного предпринимательства или занятие запрещенной медицинской практикой). В комментируемой статье указывается, что религиозные организации могут быть ликвидированы: 1. По решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации. Законодатель, основываясь на принципе свободы совести и вероисповедания, дает возможность органам религиозной организации самостоятельно решать вопрос о способах и формах реализации данной свободы. По своему усмотрению учредитель либо специально уполномоченный орган, исходя из количества верующих, экономического состояния религиозной организации и других факторов, вправе принять решение о ее ликвидации. 2. По решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Религиозная организация ликвидируется, если ее члены неоднократно (два и более раза), грубо, т. е. путем совершения правонарушения или преступления, нарушили действующее законодательство. Деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям, являются: утрата при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.); осуществление запрещенных видов деятельности (участие в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях, а также в иных не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной и технической помощи и т. д.); осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии); осуществление деятельности, не предусмотренной уставом; осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации; осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации. 3. По решению суда в случае неоднократного непредставления религиозной организацией обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, а также ежегодной информации о продолжении своей деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (ст. 10) деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, а религиозная организация может быть ликвидирована в случае осуществления религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда. Представления о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы в суд вправе вносить: - органы прокуратуры; - федеральный орган государственной регистрации; - территориальный регистрирующий орган; - орган местного самоуправления. Помимо принудительной ликвидации религиозной организации в судебном порядке комментируемый Закон предусматривает и добровольную ликвидацию. Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее добровольной ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Статья 21 Закона устанавливает следующий перечень документов, представляемых для ликвидации: а) подписанное заявителем заявление, подтверждающее соблюдение установленного порядка ликвидации; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины. Сведения и документы, необходимые для государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а ее имущество распределяется в соответствии с уставом и гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 61 - 64 ГК РФ).

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Комментарий к статье 26

Для лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания, предусматривается наступление уголовной, административной и иной ответственности, которая установлена соответствующими законодательными актами. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере свободы совести и вероисповедания предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Статья 148 УК "Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий" устанавливает ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов. Данное преступление выражается в совершении как активных действий (незаконное закрытие церкви; установление препятствий, делающих невозможным совершение религиозных обрядов и церемоний; угроза членам религиозной организации, служителям культа, направленная на пресечение любых действий, представляющих собой осуществление свободы совести), так и бездействия (непринятие решения по поводу предоставления помещений, городских улиц и площадей религиозным организациям на время проведения массовых религиозных обрядов и др.). Необходимо отметить, что возможны законное воспрепятствование деятельности религиозной организации (например, в соответствии с судебным решением в отношении экстремистской религиозной организации) или законное воспрепятствование совершению религиозных обрядов (в случае когда обряд осуществляется противоправным способом, к примеру ритуальное убийство). Такие действия не образуют состав преступления. Статья 136 УК "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина" предусматривает ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Данное преступление может состоять в совершении действий, направленных на ограничение прав верующих при приеме на работу, учебу, прохождении по конкурсу, предоставлении жилой площади, представлении к награде и пр. Любая дискриминация лица по признаку его отношения к религии образует состав данного преступления. Статья 282 УК "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Действия, направленные на возбуждение религиозной ненависти либо вражды, выражаются в распространении идей, теорий, взглядов, формирующих неприязненное, негативное отношение к людям определенного вероисповедания. Действия, направленные на унижение достоинства верующих, включают в себя распространение оскорбительной либо клеветнической информации об ограниченности или неполноценности людей определенного вероисповедания. Действия, образующие состав данного преступления, совершаются публично, т. е. в многолюдных местах (на митингах, демонстрациях), а также при помощи электронных либо печатных средств массовой информации. Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 136, 148 и 282 УК, могут быть как частные, так и должностные лица. Статья 239 УК "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан" устанавливает ответственность за: 1. Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением. 2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи. Создание религиозного объединения включает в себя осуществление действий, направленных на: 1) разработку структуры и определение статуса объединения; 2) формирование основных направлений деятельности; 3) формирование основ вероучения или изучение и распространение доктрины; 4) привлечение сторонников; 5) решение вопросов по материально-техническому обеспечению деятельности. В соответствии со ст. 239 УК деятельность религиозного объединения должна быть сопряжена с насилием над гражданами. Характер насилия в диспозиции статьи не указан, поэтому целесообразно говорить как о психическом, так и о физическом насилии. Физическое насилие характеризуется применением силы к определенному лицу, внешним воздействием на человеческий организм, а также совершением этих действий против воли потерпевшего. Применение силы в данном случае не является самоцелью (тогда и преступное деяние должно квалифицироваться по другим составам Уголовного кодекса), а используется для преодоления сопротивления потерпевшего. Это необходимо для достижения следующих целей: сломить волю потерпевшего, сделать его более послушным, подготовить к религиозному обучению, воспрепятствовать выходу из религиозного объединения, наказать за "провинность" и т. п. Физическое насилие может выражаться в нанесении побоев, незаконном лишении свободы, длительном лишении сна (ночные бдения, молитвы), тепла, пищи (неоправданно строгие посты, приводящие к истощению), принудительном введении наркотических, психотропных и других одурманивающих веществ, воздействии волновой энергии (яркий свет, звуки высокой частоты, электрический ток). Под психическим насилием следует понимать общественно опасное воздействие на психику человека, осуществляемое против или помимо его воли и способное подавить свободу волеизъявления или причинить психическую травму. Видами психического насилия являются: угроза применения физического насилия; угроза уничтожением или повреждением имущества; угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких; иные действия, не сопряженные с угрозой. К иным действиям, не содержащим угрозу, относятся клевета, оскорбление, а также воздействие, осуществляемое против или помимо воли человека. Причинение вреда здоровью граждан может выражаться в возникновении, обострении физических и (или) психических расстройств, вызванных неблагоприятным воздействием религиозной практики на организм и психику человека. Обнаружение у лица психического заболевания, находящегося в прямой причинно-следственной зависимости с пребыванием этого лица в религиозном объединении, а также причинение ему тяжких или средней тяжести телесных повреждений необходимо квалифицировать по ст. 111 или 112 УК как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. В данном случае лицо, совершившее противоправное деяние, должно привлекаться к ответственности по совокупности ст. 239 и 111 или 112 УК. Практике известны случаи, когда занятия религиозной деятельностью влекут за собой потерю зрения, слуха, речи или какого-либо органа либо утрату органом его функций, приводят к расстройству здоровья, соединенному со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо к прерыванию беременности, психическому расстройству, заболеванию наркоманией или токсикоманией. Лицо, осуществившее в результате религиозной практики причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, привлекается к ответственности по ст. 117 (Истязание) и ст. 239 УК. Причинение гражданам в результате религиозной практики легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (либо нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль), должно квалифицироваться по ст. 239 УК (Организация объединения, посягающего на личность и права граждан) и не требует дополнительной квалификации по ст. 115 УК (Умышленное причинение легкого вреда здоровью) и ст. 116 УК (Побои). Побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей и иным противоправным деяниям представляет собой активное проповедование, навязывание, внушение таких религиозных идей и мировоззренческих позиций, которые сводятся к: обоснованию необходимости не соблюдать законы государства, например, верующему внушается, что существующий государственный строй греховен, так как основан сатаной, а поэтому соблюдать его законы - преступление перед истинной верой; говорится о необходимости соблюдать лишь религиозные нормы как единственно праведные; принуждению решительно отказаться от прохождения действительной военной или альтернативной службы; обоснованию целесообразности отказаться от выполнения обязанностей, установленных семейным законодательством России; необходимости воздерживаться от работы в государственных учреждениях. К иным противоправным деяниям относится совершение любого действия или бездействия (преступления, административного правонарушения, дисциплинарного проступка), запрещенного законодательством Российской Федерации. Руководство религиозным объединением заключается в выполнении действий по определению направленности его деятельности, достижению поставленных целей, подбору новых членов, распределению обязанностей, выработке внутренних установлений, решению вопросов материально-технического обеспечения. Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Статья 282.1 УК "Организация экстремистского сообщества" устанавливает ответственность за создание экстремистского сообщества, т. е. организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом. Статья 282.2 УК "Организация деятельности экстремистской организации" предусматривает ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Данное преступление представляет собой действия, направленные на продолжение активной противоправной деятельности запрещенной экстремистской организации уже после вступления в законную силу решения суда о ее ликвидации. Статьи 282.1 и 282.2 УК предусматривают также ответственность за участие в экстремистском сообществе и участие в деятельности запрещенного религиозного объединения. Субъектом указанных преступлений могут быть как частные, так и должностные лица. Административная ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Статья 5.26 КоАП "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" устанавливает ответственность за: воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него; оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. Данное деяние представляет собой действия, направленные на ограничение права гражданина свободно определять свою мировоззренческую позицию по вопросам веры, выражать свое отношение к тем или иным вероучениям, беспрепятственно осуществлять религиозные обряды и ритуалы, соответствующие убеждениям гражданина. Правонарушение также может выражаться в принудительном религиозном или атеистическом обучении или воспитании; установлении препятствий к вступлению или выходу из религиозного объединения; ограничении возможности поступать в соответствии с изменившимися религиозными или атеистическими взглядами и убеждениями. Оскорбление религиозных чувств граждан представляет собой неуважительные отзывы о служителях какой-либо веры, грубую, неаргументированную критику основ исповедуемого вероучения, высмеивание деяний Всевышнего и святых (вербальное оскорбление) либо передразнивание верующих путем намеренно искаженных ритуальных действий (невербальное оскорбление). Под осквернением почитаемых гражданами предметов (иконы, священные книги, церковная утварь), знаков и эмблем мировоззренческой символики (православный и католический крест, звезда Давида, мусульманский полумесяц, настенные изображения на храмах, мечетях, монастырях) следует понимать циничные действия, направленные на умаление значимости вышеуказанных предметов и символов, использование последних в противоречии с их религиозным назначением. Субъектом вышеуказанного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица. Помимо уголовной и административной ответственности, как указывается в ст. 26 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", лица, нарушившие законодательство о свободе совести, могут быть привлечены и к иной ответственности. В данном случае речь идет об ответственности по нормам семейного и трудового законодательства. Так, родители, злоупотребляющие при воспитании детей свободой совести и вероисповедания, в соответствии с Семейным кодексом РФ могут быть лишены родительских прав (ст. 69) или ограничены в своих правах (ст. 73). Работник организации, нарушивший при осуществлении своих трудовых прав или исполнении обязанностей законодательство о свободе совести и вероисповедания, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по правилам трудового законодательства.

Название документа