Вправе ли индивидуальный предприниматель в связи с угрозой банкротства, вызванной тяжелым финансовым положением, обратиться в налоговый орган за предоставлением отсрочки уплаты налога (НДФЛ) на один год? Если вправе, то в каком порядке?
Ответ: Индивидуальный предприниматель в связи с угрозой банкротства, вызванной тяжелым финансовым положением, вправе обратиться в налоговый орган за предоставлением отсрочки уплаты НДФЛ на один год. Порядок ее получения представлен в обосновании.
Обоснование: В силу пп. 4 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку в порядке и на условиях, установленных НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных гл. 9 НК РФ, на срок, не превышающий один год, с единовременной уплатой суммы задолженности.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка, при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.
Как следует из п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Наличие основания, предусмотренного в пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175 (Письмо Минфина России от 25.04.2012 N 03-02-07/1-101).
Из п. 2.1 ст. 64 НК РФ следует, что при наличии оснований, указанных в пп. 3 п. 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 64 НК РФ, если отсрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пп. 3 п. 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты по федеральным налогам и сборам (далее - уполномоченный орган), является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам и сборам (п. 3 ст. 13 НК РФ).
Пунктом 5 ст. 64 НК РФ предусмотрено, что заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.
В соответствии с п. 15 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (далее - Порядок), заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федерального налога, обращается в ФНС России через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица.
Согласно п. 3 Порядка в уполномоченный орган заинтересованным лицом представляются следующие документы:
а) заявление заинтересованного лица с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита (рекомендуемый образец приведен в Приложении N 1 к Порядку);
б) документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ, в том числе обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога и (или) сбора, пени, штрафа соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (рекомендуемый образец приведен в Приложении N 2 к Порядку).
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что заинтересованное лицо, претендующее на предоставление отсрочки по уплате налогов по основаниям, указанным в п. 2 ст. 64 НК РФ, предоставляет поручительство в соответствии со ст. 74 НК РФ либо залог в соответствии со ст. 73 НК РФ.
На основании п. п. 19 - 21 Порядка изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ либо поручительством в соответствии со ст. 74 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица (далее - налоговый орган). Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в Приложениях N N 8 и 9 к Порядку).
Согласно п. 14 Порядка решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
30.01.2013