Организация (агент) заключила с телекомпанией (принципалом) агентский договор, в соответствии с условиями которого Принципал поручает, а агент обязуется за вознаграждение от своего имени, в интересах и за счет принципала совершать сделки по реализации услуг принципала по размещению рекламы в эфире телеканала, а также совершать иные юридические и фактические действия, связанные с размещением рекламы в эфире телеканала

Вознаграждение агента рассчитывается в процентах от стоимости фактически оказанных и оплаченных заказчиками услуг (с учетом НДС) по размещению рекламы на основании сделок, заключенных с заказчиками агентом. Право на вознаграждение агента в отчетном периоде (1 календарный месяц) возникает у агента по совокупности соблюдения следующих условий:

- фактического выполнения обязательств по размещению рекламных материалов в соответствии с конкретной заявкой на размещение, принятой агентом в рамках заключенных им сделок, в отчетном периоде (1 календарный месяц);

- получения Принципалом от агента соответствующих денежных средств от услуг по размещению рекламных материалов;

- утверждения Принципалом отчета агента;

- подписанного сторонами акта о выполнении.

Сумма вознаграждения агента рассчитывается на основании Отчета агента.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда услуги по размещению рекламы фактически оказаны принципалом в одном налоговом периоде (в IV квартале), а оплата заказчиками услуг по размещению рекламы и перечисление агентом денежных средств принципалу осуществлены в другом налоговом периоде (в I квартале следующего года). Услуга агента, предусмотренная условиями агентского договора, оказывается не полностью, так как не выполняется одно из условий начисления агентского вознаграждения.

Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль и НДС доходов в виде вознаграждения агента в IV квартале и I квартале следующего года?

Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль прямых и косвенных расходов агента, произведенных в IV квартале и I квартале следующего года?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 января 2013 г. N 03-03-06/1/41

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и расходов агента для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Пунктом 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ в целях применения налога на добавленную стоимость моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 3, 7 - 11, 13 - 15 данной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. В связи с этим в случае отсутствия оплаты (частичной оплаты) в счет оказания услуг налог на добавленную стоимость исчисляется в том налоговом периоде, в котором данные услуги оказаны.

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Пунктом 2 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

30.01.2013