Коммерческая организация приобрела у муниципального образования в лице комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - комитет) нежилое помещение на основании договора купли-продажи, в соответствии с которым оценочная стоимость реализуемого объекта установлена согласно отчету независимой экспертизы об определении рыночной стоимости нежилого помещения. При этом в отчете оценщика не содержалось указания на то, что названная стоимость включала НДС

После того как организация оплатила помещение, она, ссылаясь на ошибочное перечисление в составе стоимости приобретенного имущества суммы НДС, которая в силу абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ подлежала исчислению, удержанию и уплате в бюджет им как налоговым агентом, обратилась к комитету с требованием возвратить сумму ошибочно перечисленного НДС, уплаченного в составе стоимости помещения, на что получила отказ.

Правомерен ли такой отказ?

Ответ: Исходя из позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 18.09.2012 N 3139/12 по делу N А27-2268/2011, отказ комитета в возврате ошибочного перечисленной суммы НДС неправомерен, поскольку, в случае когда определение рыночной стоимости производится для совершения сделки по отчуждению имущества и операции по реализации этого имущества облагаются НДС, предполагается, что цена, определенная на основе рассчитанной независимым оценщиком рыночной стоимости, включает НДС.

Обоснование: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно ст. 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

На основании абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Минфин России в Письме от 19.10.2009 N 03-07-15/147 (рекомендовано Письмом ФНС России от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@) также указал, что при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.09.2012 N 3139/12 по делу N А27-2268/2011 при рассмотрении аналогичного спора указал, что, в случае если определение рыночной стоимости производится для совершения сделки по отчуждению имущества и операции по реализации этого имущества облагаются НДС, предполагается, что цена, определенная на основе рассчитанной независимым оценщиком рыночной стоимости, включает НДС. При данном подходе указание на то, что рыночная стоимость объекта для цели совершения сделки была определена оценщиком без учета НДС, должно следовать из отчета. При этом Президиум ВАС РФ отметил, что из абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ следует, что при определении налоговой базы по НДС в отношении операций по реализации муниципального имущества покупатель как налоговый агент должен исходить из того, что подлежащий выплате продавцу доход уже включает НДС, поскольку именно из данного дохода и должна быть удержана покупателем подлежащая перечислению в бюджет сумма указанного налога.

Таким образом, исходя из позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 18.09.2012 N 3139/12 по делу N А27-2268/2011, отказ комитета в возврате излишне полученной (ошибочно перечисленной обществом) суммы НДС неправомерен.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

29.01.2013