Представительный орган муниципального образования принял нормативный правовой акт, вступающий в силу в 2013 г., об установлении налоговой льготы по земельному налогу в виде полного освобождения от уплаты налога за 2011 - 2012 гг. Правомерно ли это? Имеет ли право налогоплательщик воспользоваться указанной льготой?

Ответ: Установление налоговой льготы по земельному налогу в виде полного освобождения от уплаты налога за предыдущие налоговые периоды отдельной категории налогоплательщиков является правомерным, и, следовательно, налогоплательщик, относящийся к указанной категории, имеет право воспользоваться данной налоговой льготой.

Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом согласно п. 5 ст. 5 НК РФ указанные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Пунктом 4 ст. 12, п. 3 ст. 56 НК РФ к правам представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) отнесено, в частности, установление в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, налоговых льгот по местным налогам (к которым относится и земельный налог), оснований и порядка их применения.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, принятое органом местного самоуправления в рамках предоставляемых п. 4 ст. 12 НК РФ прав решение о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу в виде полного освобождения от уплаты налога за предыдущие налоговые периоды не противоречит положению п. 4 ст. 5 НК РФ как улучшающее положение налогоплательщиков. Следует иметь в виду, что к накладываемым в соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ ограничениям полномочий представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) относятся в том числе нормы п. 1 ст. 56 НК РФ, налагающие запрет на установление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.

Таким образом, если налоговая льгота по земельному налогу установлена в виде полного освобождения от уплаты налога за предыдущие налоговые периоды отдельной категории налогоплательщиков, то налогоплательщик, относящийся к указанной категории, имеет право воспользоваться указанной налоговой льготой.

О. В.Хритинина

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

28.01.2013