Должен ли налоговый орган при принятии решения по результатам выездной налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности, которым налогоплательщику предлагается уплатить недоимку по налогу на прибыль, произвести зачет имеющейся у налогоплательщика переплаты по НДС?

Ответ: По нашему мнению, налоговый орган не обязан при принятии решения по результатам выездной налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности, которым налогоплательщику предлагается уплатить недоимку по налогу на прибыль, производить зачет имеющейся у налогоплательщика переплаты по НДС. Указанное подтверждается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 4050/12 по делу N А19-29/11-44.

Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

На основании п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

В п. 3 ст. 101.3 НК РФ предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Таким образом, нормы ст. 101 НК РФ не обязывают налоговый орган при принятии решения о привлечении налогоплательщика к ответственности определять в резолютивной части решения суммы налога к уплате с учетом зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты по НДС.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.09.2012 N 4050/12 по делу N А19-29/11-44 высказал мнение, согласно которому указание в решении инспекции на предложение налогоплательщику уплатить недоимку по налогу без учета имеющейся на момент вынесения этого решения по лицевому счету налогоплательщика переплаты по этому или иным налогам не является нарушением прав налогоплательщика и не может служить основанием для признания решения налогового органа недействительным.

На основании изложенного Президиум ВАС РФ сделал вывод, что переплата по федеральным налогам подлежала учету налоговым органом на момент принудительного исполнения решения о привлечения к налоговой ответственности путем вынесения налоговым органом решения о зачете имеющейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате налога, по которому у налогоплательщика образовалась задолженность.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

28.01.2013