Государственным заказчиком осуществлено размещение заказа в форме запроса котировок на выполнение работ для государственных нужд. ООО направило свою заявку заказчику. В своей котировочной заявке общество указало на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом размещения заказа. Котировочной комиссией государственного заказчика было принято решение отказать в допуске к участию в запросе котировок ООО по причине несоответствия требованиям, предъявляемым законодательством о размещении заказов к котировочной заявке, - отсутствия сведений о цене. Котировочная комиссия считает, что контракт, который должен быть заключен по результатам проведенного государственным заказчиком запроса котировок, предполагает возмездный характер оказания услуг, поэтому заявка общества не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Правомерен ли отказ котировочной комиссии в допуске ООО к участию в запросе?

Ответ: Отказ комиссии неправомерен, так как действующее законодательство не исключает возможности заключения безвозмездного договора оказания услуг в результате размещения заказа путем запроса котировок, указание обществом в котировочной заявке на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом размещения заказа, не нарушает требований законодательства о размещении заказов.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В ст. 43 Федерального закона N 94-ФЗ отражен перечень необходимых для указания в запросе котировок сведений, в том числе:

сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями ст. 19.1 данного Федерального закона, а также срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В ст. 44 Федерального закона N 94-ФЗ определен перечень сведений, которые должна содержать котировочная заявка, в том числе согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, и цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочной заявке цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

В силу положений ч. 2 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Частью 8 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.

Пунктом 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Положения ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ предусматривают наличие твердой цены контракта при размещении заказов, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Из рассмотренных положений следует, что законодателем не установлен запрет на заключение безвозмездного договора оказания услуг в результате размещения заказа путем запроса котировок. Соответственно, общество как участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, и предложивший наиболее низкую цену - 0 руб., в рассмотренной ситуации является победителем в проведении запроса котировок. Аналогичные выводы отражены в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 12.10.2012 N Ф09-9419/12 отражено, что указание в котировочной заявке общества на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом размещения заказа, не нарушает требований действующего законодательства о размещении заказов, а также не является основанием для отклонения котировочной комиссией названной заявки (см. также Постановления ФАС Уральского округа от 19.10.2010 N Ф09-8056/10-С5 по делу N А50-331/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по делу N А64-4349/2011). Из приведенного обоснования следует, что указание в котировочной заявке общества на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом размещения заказа, не нарушает требований действующего законодательства о размещении заказов, а также не является основанием для отклонения котировочной комиссией названной заявки. Иных причин для отклонения заявки у комиссии не имеется. Общество предложило самую низкую цену и в соответствии с законодательством претендует стать победителем.

Е. А.Горохова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.01.2013