В бухгалтерию организации обратился работник и представил листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком (работник - отец ребенка, возраст ребенка - девять месяцев)
Обязан ли бухгалтер организации в целях назначения пособия по временной нетрудоспособности запросить у работника дополнительные документы о том, что мать ребенка не находится в отпуске по уходу за ребенком? Если обязан, то какие? Можно ли назначить работнику пособие по временной нетрудоспособности, если он откажется представить дополнительные документы?
Ответ: Бухгалтер организации в целях назначения пособия по временной нетрудоспособности не обязан запрашивать у работника - отца больного ребенка дополнительные документы, подтверждающие, что мать ребенка не находится в отпуске по уходу за ребенком. Более того, работодатель не наделен правом по истребованию дополнительных документов в целях назначения пособия, поскольку оно может быть назначено без них.
Обоснование: В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет.
Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход (п. 34 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н) (далее - Порядок N 624н).
Листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении - на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания (п. 35 Порядка N 624н).
При этом законодательство РФ не предусматривает, что для назначения пособия по временной нетрудоспособности работодатель обязан затребовать от работника какие-либо документы, подтверждающие, что мать ребенка не находится в отпуске по уходу за ребенком (ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Заметим, что, если органы ФСС РФ не будут располагать доказательствами нахождения матери ребенка в отпуске по уходу за ребенком, их отказ в возмещении пособия является неправомерным. Причем на работодателя не может быть возложена обязанность по проверке обоснованности выдачи больничных листов лечебными учреждениями, так как организации не наделены подобными полномочиями (Постановление ФАС Уральского округа от 19.08.2013 N Ф09-7405/13 по делу N А50-20974/2012). Рассматривая данное дело, ВАС РФ в Определении от 11.12.2013 N ВАС-17630/13 указал в том числе на п. 1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", согласно которой основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. В рассматриваемой ситуации страховой случай (то есть болезнь ребенка) документально подтвержден листком нетрудоспособности, в связи с чем дополнительных документов требовать от работника не следует.
Д. И.Шофман
ООО "ФондИнфо"
13.05.2014