Государственный заказчик объявил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по квалифицированной юридической помощи для нужд заказчика в виде представительства интересов заказчика в органах государственной власти и органах местного самоуправления лицами, обладающими статусом адвоката. Правомерно ли включение в конкурсную документацию требования к участникам размещения заказа об обязательном наличии у них статуса адвоката, полученного в соответствии с законодательством РФ, с учетом того что рассматриваемые услуги вправе оказывать и лица, не имеющие статуса адвоката?

Ответ: Включение в конкурсную документацию требования к участникам размещения заказа об обязательном наличии у них статуса адвоката, полученного в соответствии с законодательством РФ, следует признать правомерным.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом N 63-ФЗ, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В силу п. 1 ст. 2 Закона N 63-ФЗ адвокатом является лицо, получившее в установленном Законом N 63-ФЗ порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Исходя из пп. 7 п. 2 ст. 2 Закона N 63-ФЗ, оказывая юридическую помощь, адвокат представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

Статья 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусматривает, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

Частью 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ определено, что участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается в том числе такое обязательное требование к участникам размещения заказа, как соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

На основании ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Исходя из ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В то же время на основании ч. 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.

Конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

Как следует из п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ, конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

Из взаимосвязанного анализа изложенных норм следует, что установление заказчиком требования к участникам размещения заказа об обязательном наличии у них статуса адвоката, полученного в соответствии с законодательством РФ, соответствует смыслу процедуры размещения заказа для нужд заказчиков, так как обеспечивает соответствие оказываемых услуг потребностям заказчика; законодательство о размещении заказа хотя и ограничивает заказчика в возможности предъявления отдельных требований, но, по нашему мнению, рассматриваемое требование не предполагает ограничение количества участников размещения заказа в том смысле, который придает ему ч. 3 ст. 22 Закона N 94-ФЗ, а лишь служит удовлетворению потребностей государственного заказчика.

Аналогичная ситуация рассмотрена Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в Постановлении от 27.07.2011 N 18АП-6651/2011, в котором указано, что определение в качестве предмета конкурса услуг квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, не противоречит нормам Закона N 94-ФЗ, кроме того, возможность привлечения специального субъекта в данном случае также подтверждается п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.01.2013