Налогоплательщик уплатил госпошлину за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на два года. В продлении срока действия лицензии ему было отказано по причине наличия пеней, которые ошибочно были занесены в базу данных налогового органа. Лицензирующий орган отказался принять справку налогового органа об отсутствии задолженности у налогоплательщика, аргументируя тем, что самостоятельно сделает межведомственный запрос. В возврате госпошлины налогоплательщику было отказано

Правомерно ли это?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 января 2013 г. N 03-05-06-03/04

В связи с обращением по вопросу возврата уплаченной суммы государственной пошлины за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

В силу ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ одним из оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, в частности, наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче (продлении) лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по запросу лицензирующего органа (п. 9).

Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за продление срока действия лицензии, определен ст. 333.40 гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

На основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 гл. 25.3 Кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 Кодекса.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.40 гл. 25.3 Кодекса государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Следовательно, в случае отказа уполномоченного органа соискателю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в ее предоставлении либо отзыва соискателем лицензии заявления о ее предоставлении после обращения в уполномоченный орган за совершением указанного юридически значимого действия возврат государственной пошлины, уплаченной за предоставление (продление срока действия) данной лицензии, не производится.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данная норма нашла отражение в ст. 22 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которой решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд.

Кроме того, п. 1 ст. 22 Кодекса налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

24.01.2013