Организация (ООО) (поставщик) и заказчик заключили государственный контракт на поставку землеройной техники (спецтехники) на общую сумму 30 млн руб. 15 августа 2012 г. путем открытого аукциона в электронной форме

Стоимость имущества организации, согласно бухгалтерской отчетности по состоянию на II квартал 2012 г., составляет 80 млн руб. Государственный заказчик не знал о том, что указанная сделка является крупной для исполнителя.

Контракт выполнен с нарушением срока поставки спецтехники. В связи с этим с организации взыскана неустойка.

Учредитель ООО имеет долю в уставном капитале данной организации 75%.

Учредитель организации считает, что данная сделка является крупной. При заключении крупной сделки требуется ее одобрение в соответствии со статьей Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Данной процедуры осуществлено не было.

Уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки.

Учредитель организации обратился в суд с требованием признать данную сделку недействительной.

Вправе ли суд отказать учредителю в признании сделки недействительной по причине того, что неустойка, связанная с нарушением срока поставки спецтехники, не подпадает под критерий неблагоприятных последствий по смыслу п. 5 ст. 46 Федерального закона N 14-ФЗ?

Ответ: По нашему мнению, суд вправе отказать учредителю в признании совершенной сделки недействительной.

Взыскание неустойки по государственному контракту по причине нарушения срока поставки спецтехники поставщиком не может быть расценено как неблагоприятное последствие по смыслу ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

Данный вывод подтверждается судебной практикой.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 указанной статьи контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 10 указанной статьи в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

Часть 11 указанной статьи закрепляет, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

Согласно ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки в том числе решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа - юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Закона N 14-ФЗ крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 указанной статьи стоимость отчуждаемого обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества - на основании цены предложения.

В соответствии с п. 3 ст. 46 Закона N 14-ФЗ решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.

В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. В решении могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, если сделка подлежит заключению на торгах, а также в иных случаях, если стороны, выгодоприобретатели не могут быть определены к моменту одобрения крупной сделки.

В соответствии с п. 5 указанной статьи крупная сделка, совершенная с нарушением требований к ней, может быть признана недействительной по иску общества или его участника.

Суд отказывает в удовлетворении требований о признании крупной сделки, совершенной с нарушением предусмотренных ст. 46 Закона N 14-ФЗ требований к ней, недействительной при наличии одного из следующих обстоятельств:

голосование участника общества, обратившегося с иском о признании крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием участников общества, недействительной, хотя бы он и принимал участие в голосовании по этому вопросу, не могло повлиять на результаты голосования;

не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или участнику общества, обратившемуся с соответствующим иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них;

к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки по правилам, предусмотренным Законом N 14-ФЗ;

при рассмотрении дела в суде доказано, что другая сторона по данной сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением предусмотренных требований к ней.

Из анализа указанных норм следует, что сделка, совершенная с нарушением порядка одобрения, может быть признана недействительной только при наличии дополнительных условий, указанных в п. 5 ст. 46 Закона N 14-ФЗ. Тот факт, что поставщик нарушил сроки поставки и с него взыскана неустойка, по смыслу данной статьи не подпадает под условия, в соответствии с которыми данная сделка могла бы быть признана недействительной. Таким образом, позиция учредителя, по нашему мнению, неправомерна.

Данный вывод подтверждается судебной практикой.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 17.09.2012 по делу N А28-10814/2011 рассмотрел аналогичный спор. По обстоятельствам рассмотренного дела суд пришел к выводу о том, что само по себе отсутствие надлежащего решения об одобрении крупной сделки не является достаточным основанием для признания такой сделки недействительной. Взыскание неустойки вследствие нарушения срока поставки осуществлено ввиду ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по государственному контракту. Суд указал, что данные последствия не могут быть расценены как неблагоприятные исходя из ст. 46 Закона N 14-ФЗ.

Е. В.Исакова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

23.01.2013