Организация оформила доверенность, подписанную ее руководителем, на работника для целей участия в налоговых правоотношениях (представления налоговой отчетности). В доверенности указаны паспортные данные работника согласно имеющейся у организации информации (в личном деле работника). Паспортные данные приведены на основании паспорта, который работник утратил (потерял) к моменту оформления доверенности, новый паспорт работник еще не получил, имелось временное удостоверение личности. Может ли считаться работник организации в указанной ситуации уполномоченным представителем налогоплательщика-организации, если иные требования, предъявляемые к оформлению его полномочий, соблюдены?

Ответ: Организация вправе оформить доверенность на работника для целей участия в налоговых правоотношениях (представления налоговой отчетности) и указать в ней паспортные данные работника согласно имеющейся у организации информации (в личном деле работника) и представленном временном удостоверении личности, при этом привести данные паспорта, который работник утратил (потерял). Работник организации в указанной ситуации может считаться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации, если иные требования, предъявляемые к оформлению его полномочий, соблюдены.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 29 Налогового кодекса РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В силу п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Учитывая изложенное, для того чтобы физическое лицо считалось уполномоченным представителем налогоплательщика-организации, по нашему мнению, в доверенности должно быть четко определено, кто выступает представителем и представляемым (должно быть указано наименование юридического лица - доверителя, для представителя принято указывать и иные идентифицирующие признаки: место жительства, паспортные данные и т. п.), должен быть определен объем полномочий представителя, доверенность должна содержать дату выдачи, подпись представителя. Если доверенность выдана организацией, такая доверенность должна быть заверена печатью организации (см. также Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 N А14-3956/2010/96/4).

Как отмечено в п. 41 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 07.12.2009 N 339, по желанию гражданина на срок оформления паспорта должностными лицами или сотрудником подразделения, ответственным за прием документов, выдается справка о приеме документов на оформление паспорта в произвольной форме.

По желанию гражданина на срок оформления паспорта сотрудником подразделения, ответственным за прием документов, выдается временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П (Приложение N 2 к Административному регламенту).

Учитывая изложенное, поскольку в рассматриваемой ситуации к моменту оформления доверенности работник утратил паспорт, а новый еще не получил, организация имела право (норм, запрещающих организации это делать, не установлено) приводить в доверенности паспортные данные работника из старого паспорта (информация о которых у организации имеется в личном деле работника).

Учитывая, что у работника имелось временное удостоверение личности, а также приведенное выше умозаключение, следует заключить, что работник организации в указанной ситуации может считаться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации, если иные требования, предъявляемые к оформлению его полномочий, соблюдены.

Правомерность подобных выводов может подтверждаться и судебной практикой.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.12.2012 N А53-12205/2012, сопоставив даты получения нового паспорта взамен утраченного (14.05.2011) и даты выдачи спорной доверенности (29.04.2011), расценил эти противоречия как отсутствие у налогоплательщика возможности указания в доверенности новых паспортных данных представителя, поскольку на момент составления доверенности новый паспорт выдан не был, указав, что налоговый орган не отрицает указания в доверенности данных утерянного паспорта.

С учетом изложенного суд отклонил довод налогового органа о неверном указании в доверенности паспортных данных представителя.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

23.01.2013