Обязан ли изготовитель упаковки проверять право заказчика на использование товарного знака? Если да, то можно ли его привлечь к ответственности, в случае если такая обязанность не исполнена?

Ответ: Действующее законодательство не обязывает изготовителя упаковки проверять право заказчика на использование товарного знака.

Однако, если изготовитель упаковки не проверит, правомерно ли заказчик использует товарный знак, и незаконно разместит его на упаковке товара, изготовителя можно привлечь к гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак и к административной ответственности по ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях за незаконное использование товарного знака.

Обоснование: В силу п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ товарный знак - это средство индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которое приравнено к результату интеллектуальной деятельности.

На средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право (ст. 1226 ГК РФ). Оно подразумевает право правообладателя использовать средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, а также по своему усмотрению разрешать или запрещать его использование другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

Другие лица не могут использовать средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. По общему правилу использование средства индивидуализации (в том числе способами, предусмотренными ГК РФ) без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ.

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Одним из таких способов является размещение товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках, иным образом вводятся в гражданский оборот на территории России, или хранятся или перевозятся с этой целью, или ввозятся на территорию России (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Статьей 1515 ГК РФ установлена ответственность за незаконное использование товарного знака. Так, согласно п. 1 этой статьи контрафактными признаются товары, этикетки, упаковки, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Приведенные нормы предусматривают ответственность за любое использование товарного знака без разрешения правообладателя, в том числе за его размещение на упаковке товара. Следовательно, лицо, которое изготавливает упаковку для товара и незаконно размещает на ней товарный знак, является нарушителем права на товарный знак. Это обстоятельство позволяет правообладателю знака предъявлять соответствующие иски производителю упаковки. Защита исключительных прав на средства индивидуализации осуществляется любым способом, указанным в ст. 1252 ГК РФ.

Кроме гражданско-правовой ответственности, изготовителю упаковки, который незаконно разместил на ней товарный знак, грозит административная ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака. В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" пояснено, что ответственность по этой норме может наступать в случае, если предмет правонарушения содержит незаконное воспроизведение товарного знака или сходное с ним обозначение. К ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ может быть привлечено лицо, непосредственно разместившее товарный знак или сходное с ним обозначение на таком предмете. Организация несет ответственность по этой норме, если использовала чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в Российской Федерации, и (или) не проверив, осуществляет ли она такое использование на законных основаниях. Ответственность индивидуального предпринимателя за совершение данного правонарушения наступает в том числе в случае, если лицо знало или должно было знать, что использует чужой товарный знак, но не проверило, осуществляет ли оно такое использование на законных основаниях (п. п. 9.1, 9.2 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).

Таким образом, хотя действующее законодательство не обязывает изготовителя упаковки проверять право заказчика на использование товарного знака, во избежание неблагоприятных последствий, по нашему мнению, изготовителю рекомендуется осуществлять такую проверку. При этом следует учитывать, что заказчик вправе, но не обязан представлять изготовителю упаковки доказательства правомерности использования им товарного знака, размещаемого на упаковках. При заключении договора на изготовление упаковки, содержащей товарный знак, в него рекомендуется включить условие, гарантирующее, что использование товарного знака осуществляется на законных основаниях. Кроме того, в договоре целесообразно предусмотреть ответственность заказчика в случае нарушения этой гарантии по требованиям третьих лиц, которые связаны с использованием товарного знака и предъявляются непосредственно к производителю упаковки.

С. В.Тимошкова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

С. В.Соболева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

23.01.2013