Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта (код по ОКВЭД 60.24.1)

ИП имеет в собственности пять состоящих на государственном регистрационном учете автомобилей, из них два исправных (три зарегистрированных тягача категории "Е", из них два находятся в ремонте (вышли из строя двигатели), и два бензовоза категории "С", на одном из которых вышел из строя двигатель).

ИП оказывает по договору услуги по перевозке моторного топлива юридическим и физическим лицам. С 04.06.2009, после увольнения последнего водителя, ИП перевозки осуществляет лично, заполняет путевые листы и товарно-транспортные накладные по форме 1-Т.

ИП ведет учет обязательств согласно действующему законодательству о бухгалтерском учете, плату с заказчиков автоуслуг взимает за фактически оказанные услуги. В первичных учетных документах моментом начала хозяйственной операции (возникновения обязательства по договору) считается запись в графе "16" товарно-транспортной накладной о времени прибытия на место погрузки, а моментом завершения хозяйственной операции - запись в графе "17" товарно-транспортной накладной о времени убытия с места разгрузки.

При исчислении суммы ЕНВД в отношении данного вида деятельности используется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов". Для определения показателя ИП использует сведения товарно-транспортных накладных, подписанных уполномоченными представителями заказчиков.

Ранее, до 04.06.2009, когда ИП имел наемных работников, физический показатель в некоторых налоговых периодах был более 1. После 04.06.2009 ИП перевозки осуществляет самостоятельно и данный показатель считает равным "1", так как используется один автомобиль.

Правомерно ли при исчислении налоговой базы по ЕНВД учитывать в качестве физического показателя количество непосредственно используемых в налоговом периоде транспортных средств?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 января 2013 г. N 03-11-11/24

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды.

В связи с этим возможность применения единого налога на вмененный доход зависит не от фактической эксплуатации транспортных средств, а от наличия их у лица на основании права собственности или иного права (пользования, владения и (или) распоряжения).

При этом к указанным автотранспортным средствам не относятся транспортные средства, переданные в аренду третьим лицам.

Согласно п. 2 ст. 346.29 Кодекса налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Пунктом 3 названной статьи Кодекса установлено, что в качестве физического показателя при исчислении единого налога на вмененный доход по названному виду предпринимательской деятельности применяется показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов".

Согласно п. 6 ст. 346.29 Кодекса при определении величины базовой доходности, используемой при исчислении единого налога на вмененный доход, представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут ее корректировать (умножать) на корректирующий коэффициент К2.

Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 Кодекса.

Однако корректировка значений коэффициента К2 в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении единого налога на вмененный доход, в том числе исходя из фактического использования конкретных транспортных средств для перевозки грузов в течение налогового периода, подтвержденного путевыми листами, товарно-транспортными накладными и другими первичными документами, гл. 26.3 Кодекса не предусмотрена.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 346.43 Кодекса с 1 января 2013 г. индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, может применять патентную систему налогообложения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

23.01.2013