Вправе ли участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом конкурсе на поставку товаров для государственных нужд не в полном объеме (без приложения ряда обязательных документов, предусмотренных конкурсной документацией), дополнить конкурсную заявку указанными документами в порядке ч. 9 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками)?

Ответ: Участник размещения заказа не вправе дополнить конкурсную заявку обязательными документами, предусмотренными конкурсной документацией в порядке ч. 9 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) (до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками).

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Частью 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ установлены обязательные требования к содержанию заявки.

В силу ч. 7 ст. 25 Закона N 94-ФЗ прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с учетом положений ч. 2 ст. 26 Закона N 94-ФЗ.

Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В случае если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежные средства участнику размещения заказа, отозвавшему заявку на участие в конкурсе, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заказчику, уполномоченному органу уведомления об отзыве заявки на участие в конкурсе (ч. 9 ст. 25 Закона N 94-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.

Таким образом, законодательно закреплена обязанность участника размещения заказа подать заявку на участие в конкурсе по форме, которая установлена конкурсной документацией, конкурсная комиссия в свою очередь рассматривает заявку на участие в конкурсе именно на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Участник размещения заказа обязан изначально подавать заявку, полностью соответствующую названным требованиям, в полном объеме, с приложением всех необходимых обязательных документов. Часть 9 ст. 25 Закона N 94-ФЗ предусматривает возможность внесения изменений в заявку участником, а не дополнения ее теми документами, которые должны были составлять заявку на участие в момент ее подачи. Следовательно, участник размещения заказа не вправе дополнить конкурсную заявку обязательными документами, предусмотренными конкурсной документацией в порядке ч. 9 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками).

Данный вывод подтверждается выводами, изложенными в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А74-5184/2009 (Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.08.2010 по делу N А74-5184/2009 данное Постановление оставлено без изменения).

При этом судами отклонены доводы участника размещения заказа в части необходимости рассмотрения данной ситуации с учетом разъяснений, изложенных в Письме Минэкономразвития России от 22.06.2009 N Д05-3111, согласно которым, в случае если участником размещения заказа до момента вскрытия конвертов внесены изменения в заявку (любое дополнение - это изменение) и при этом заявка не отозвана, следует принять конверт с внесением изменений и при вскрытии конвертов рассматривать одновременно заявку и внесенные в нее изменения.

Таким образом, по нашему мнению, участник размещения заказа не вправе дополнить конкурсную заявку обязательными документами, предусмотренными конкурсной документацией в порядке ч. 9 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

22.01.2013