Установив несоответствие заявки участника размещения заказа в виде открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ требованиям конкурсной документации, конкурсная комиссия отказала участнику в допуске к участию в конкурсе, сформулировав такой отказ ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", без указания, каким именно положениям конкурсной документации не соответствовала заявка. Правомерен ли такой отказ конкурсной комиссии в допуске участника к участию в открытом конкурсе?

Ответ: По нашему мнению, отказ конкурсной комиссии в допуске участника к участию в открытом конкурсе при рассматриваемых обстоятельствах следует признать неправомерным. Однако, учитывая наличие судебного решения, в котором отражен иной вывод по данной проблеме, ту или иную позицию заинтересованным лицам, очевидно, придется отстаивать в суде.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В силу п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе.

На основании ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений Закона N 94-ФЗ, которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе и признанным участниками конкурса, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе и не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ).

На основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.

Из изложенных положений следует, что несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации является основанием для отказа в допуске заявки организации к участию в конкурсе. В то же время исходя из буквального толкования положений ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ неправомерно ограничиваться одним лишь указанием на положения Закона N 94-ФЗ, которым не соответствует участник размещения заказа, протокол рассмотрения заявок должен содержать в том числе сведения об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обязательным обоснованием такого решения, указанием положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации.

Исходя из условий вопроса конкурсная комиссия ограничилась ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, что неправомерно в силу изложенных положений.

Однако необходимо учитывать, что указанные положения могут быть истолкованы судами иным образом, в пользу конкурсной или аукционной комиссии. Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 N А56-10609/2010 указано, что конкурсная комиссия по всем требованиям определяет лишь факт соответствия (несоответствия) представленных документов обязательным требованиям и принимает одно из следующих решений: в случае соответствия заявки участника размещения заказа такой участник и его заявка допускаются до размещения заказа; при несоответствии заявки - участник размещения заказа и его заявка не допускаются до размещения заказа. Следовательно, установив несоответствие заявки организации требованиям конкурсной документации, конкурсная комиссия обоснованно в строгом соответствии с предоставленными ей полномочиями (при этом ограничившись ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ) отказала организации в допуске к участию в конкурсе.

Однако полагаем, что, учитывая непосредственное закрепление всех обязательных требований к содержанию протокола в Законе N 94-ФЗ, несоблюдение их полностью или в части не может быть расценено иначе как нарушение законодательства о размещении заказа.

Нарушение должностным лицом заказчика, членом конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, влечет за собой административную ответственность по ч. 2.1 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

22.01.2013