Государственный заказчик по собственной инициативе принял решение о внесении изменений в документацию о проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по одному из объектов заказчика, а именно о дополнении документации еще одним лотом - объектом заказчика. Правомерными ли будут действия заказчика по такому изменению конкурсной документации в порядке ст. 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если в отношении дополняемого лота планируется осуществление аналогичных работ (разработка проектно-сметной документации)?

Ответ: Действия заказчика следует признать неправомерными.

Обоснование: На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была представлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минэкономразвития России от 20.02.2009 N Д05-926, Законом N 94-ФЗ установлен запрет на изменение предмета конкурса (аукциона). На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации имеет место изменение предмета конкурса: во-первых, под изменением следует понимать как внесение каких-либо корректировок, так и удаление либо дополнение; во-вторых, то, что в отношении дополняемого лота планируется осуществление аналогичных работ, что и в отношении первоначального, не означает, что первоначальный предмет конкурса - выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по одному из объектов заказчика не изменен на новый - выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по двум объектам заказчика.

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных Законом N 94-ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Неправомерность изменения предмета конкурса в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ, в связи с тем что он не является составляющей конкурсной документации, косвенно подтверждается рядом судебных решений: Постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2008 N А19-6691/07-Ф02-592/08, от 04.12.2007 N А19-6121/07-Ф02-8968/07, от 21.11.2007 N А19-5144/07-Ф02-8730/07, от 24.10.2007 N А19-4547/07-Ф02-7943/07.

В Постановлении от 02.06.2008 N 04АП-3647/2007 Четвертый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что внесение изменений в извещение о проведении конкурса в рамках спора непосредственно касается предмета конкурса, поскольку в извещении объявлялся конкурс на выполнение проектных работ по капитальному ремонту одного объекта - здания больницы, а в извещении от более поздней даты был указан дополнительный лот на заключение государственного контракта на ремонт государственного учреждения. Указанные действия произведены в нарушение ч. 1 ст. 21 и ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ, заказчиком неправомерно изменен предмет конкурса на заключение государственного контракта, что в силу ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ является основанием для признания конкурса недействительным.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

22.01.2013