Организация представила в территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР. В ходе камеральной проверки территориальный орган ПФР направил организации требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет РСВ-1 ПФР
Организация с полученным требованием не согласна, поскольку, по ее мнению, расчет РСВ-1 ПФР составлен правильно. Вправе ли организация обратиться в арбитражный суд с требованием признать расчет РСВ-1 ПФР соответствующим нормам законодательства о страховых взносах?
Ответ: Если организация обратится в арбитражный суд с требованием о признании расчета по форме РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н) соответствующим нормам законодательства о страховых взносах, то арбитражный суд, скорее всего, откажет в рассмотрении такого дела. Связано это с тем, что оценка отчетных документов на соответствие законодательству РФ - это компетенция территориальных органов ПФР.
Заметим, что организация может попытаться обжаловать в арбитражном суде требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет. Перспективы такого обжалования зависят от конкретных обстоятельств дела.
Обоснование: На основе расчетов РСВ-1 ПФР и документов, представленных организацией, а также других документов о деятельности организации, имеющихся у территориального органа ПФР, проводится камеральная проверка (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете РСВ-1 ПФР и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, об этом сообщается организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).
Форма требования о представлении необходимых пояснений или внесении необходимых исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н.
Заметим, что акты территориального органа ПФР, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий территориальный орган ПФР (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) территориального органа ПФР, действий (бездействия) его должностных лиц производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ч. 3 ст. 54 Закона N 212-ФЗ).
Обратим внимание, что вопросы рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц регулируются гл. 24 АПК РФ.
Однако положения АПК РФ не предусматривают, что арбитражный суд должен оценивать отчетные документы организации (в частности, расчет РСВ-1 ПФР) на предмет их соответствия законодательству о страховых взносах.
В связи этим, по нашему мнению, организация не вправе обращаться в арбитражный суд в целях признания расчета РСВ-1 ПФР соответствующим законодательству РФ.
Позиция подтверждается в том числе судебной практикой. Так, например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 20.11.2012 N А57-8767/2012 приведены следующие выводы:
- законодательство РФ предоставляет право на обжалование в порядке гл. 24 АПК РФ не любого документа, а только обладающего признаками ненормативного правового акта;
- ненормативным актом является индивидуальный акт, адресованный одному или нескольким лицам и порождающий для лица гражданские права и обязанности;
- оценка расчетов РСВ-1 ПФР на соответствие закону по норме и содержанию отнесена к компетенции органов ПФР, выводы которых как властно-распорядительных органов могут быть обжалованы в порядке гл. 24 АПК РФ;
- обращение в арбитражный суд с требованием признать РСВ-1 ПФР соответствующим законодательству РФ - ненадлежащий способ защиты.
В итоге судьи прекратили производство по делу, поскольку такие дела не подлежат рассмотрению в арбитражном суде на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
С учетом этого полагаем, что в арбитражном суде можно попытаться обжаловать требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет. Требовать арбитражный суд признать расчет РСВ-1 ПФР соответствующим законодательству РФ, по всей видимости, не следует.
Д. И.Шофман
ООО "ФондИнфо"
21.01.2013