Освобождаются ли от обложения НДС на основании пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ суммы экологического сбора, взимаемые морскими портами?

Ответ: Суммы экологического сбора, взимаемые морскими портами, освобождаются от обложения НДС на основании пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

Перечень работ (услуг) в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ не является закрытым.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.

Частью 3 ст. 19 Федерального закона N 261-ФЗ определены виды портовых сборов (в том числе экологический сбор), которые могут устанавливаться в морском порту.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 261-ФЗ ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации и Правила их применения утверждены Приказом ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1. В соответствии с п. 8.1 Приложения 2 к названному Приказу экологический сбор взимается в портах, располагающих техническими средствами для приема с судов всех видов предъявляемых судовых отходов без каких-либо ограничений (за исключением балластных вод) за все время нахождения в порту. Экологический сбор включает оплату всех операций, связанных с приемом судовых отходов (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочные операции, шланговка, отшланговка и др.). Судно, не сдавшее судовые отходы, от оплаты экологического сбора не освобождается.

Приказом Минтранса России от 31.10.2012 N 387 "Об утверждении Перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации" установлено, что экологический сбор взимается ФГУП "Росморпорт" и хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обеспечению экологической безопасности в порту.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 80 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае неуплаты установленных портовых сборов.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 498-О-О указано, что при разрешении вопроса о правомерности освобождения от обложения НДС на основании пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ для правоприменительных органов приоритетное значение имеют следующие обстоятельства: возможность квалифицировать соответствующую операцию как объект налогообложения, как он определен в ст. 146 НК РФ; целевая направленность данной операции именно на обслуживание морских судов и судов внутреннего плавания; отсутствие оснований для применения п. 7 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Конституционное положение об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что налоговые органы и суды при решении вопроса о правомерности освобождения конкретного налогоплательщика от данной обязанности на основании закона должны учитывать, что введение налоговых льгот направлено в том числе на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности, и действовать сообразно воле федерального законодателя, выраженной в соответствующих нормах. Такой подход правоприменителя к их толкованию отвечает вытекающим из Конституции РФ требованиям экономической обоснованности налогообложения и равенства налогоплательщиков, которые избрали различные способы оформления гражданско-правовых отношений, имеющих тождественное экономическое содержание.

Таким образом, суммы экологического сбора, взимаемые морскими портами, освобождаются от обложения НДС на основании пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2011 по делу N А56-50462/2010).

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

21.01.2013