В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях реконструкции соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции

Организация осуществляет реконструкцию здания на принадлежащем ей земельном участке. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" организация уплачивает за снятие запрета на реконструкцию 80 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

Имеет ли право организация в целях исчисления налога на прибыль отнести плату за снятие запрета на реконструкцию здания к затратам, связанным с реконструкцией здания, увеличивающим стоимость амортизируемого имущества?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 января 2013 г. N 03-03-06/2/4

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета затрат, связанных с реконструкцией здания, в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.

Исходя из вышеизложенного в случае, если в рамках инвестиционного контракта на строительство, реконструкцию объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство, реконструкцию объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство, реконструкцию), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы по выполнению работ (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, дополнительные расходы, связанные с наличием в инвестиционном контракте на проведение реконструкции объекта основных средств дополнительных обременений, как расходы, непосредственно связанные с такой реконструкцией, учитываются в составе расходов на реконструкцию объекта и увеличивают его первоначальную стоимость.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

21.01.2013