Налогоплательщиком были представлены в налоговый орган налоговые декларации по НДС за 2010 - 2011 гг. с суммой налога к уплате. В соответствии с уточненными налоговыми декларациями налогоплательщиком была уменьшена сумма налога к уплате. Инспекцией проведена выездная налоговая проверка хозяйственной деятельности, по результатам которой принято решение о доначислении НДС за 2010 - 2011 гг., соответствующих сумм пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, основанием послужили выводы о необоснованном применении налоговых вычетов. Правомерно ли проведение выездной налоговой проверки после камеральной проверки по одним и тем же декларациям за один и тот же период? Является ли выездная налоговая проверка повторной по отношению к уже проведенной камеральной?

Ответ: Проведение выездной налоговой проверки после камеральной проверки по одним и тем же декларациям за один и тот же период (первичным и уточненным) правомерно, поскольку нормы налогового законодательства не запрещают проводить выездную проверку после камеральной по одним и тем же налогам. Выездная налоговая проверка по отношению к камеральной налоговой проверке по тому же периоду и тому же налогу не может рассматриваться как повторная проверка.

Обоснование: Камеральные и выездные налоговые проверки служат формами налогового контроля.

В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Выездная же налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ) и предусматривает проведение должностными лицами налоговых органов ряда мероприятий налогового контроля, проведение которых невозможно при камеральной налоговой проверке (осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводятся проверка, выемка документов и предметов (ст. ст. 92, 94 НК РФ)).

Нормы налогового законодательства не запрещают проводить выездную проверку после камеральной по одним и тем же налогам. Кроме того, камеральные проверки не связаны с выездными налоговыми проверками.

Выездная налоговая проверка по отношению к камеральной налоговой проверке по тому же периоду и тому же налогу не может рассматриваться как повторная проверка в силу разных форм налогового контроля, осуществляемых в рамках самостоятельных задач и налоговых процедур, предписанных НК РФ. Подобный вывод подтверждается и судебной практикой (Постановления ФАС Поволжского округа от 04.03.2010 N А65-26158/2009, ФАС Уральского округа от 19.09.2012 N Ф09-8509/12 по делу N А60-47696/11).

Установленный законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Данное обстоятельство не исключает самой возможности проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика по налоговым периодам, которые уже являлись объектом налогового контроля посредством камеральной налоговой проверки. При этом выездная налоговая проверка не является повторной по отношению к камеральной налоговой проверке, которая нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Выездная налоговая проверка, как более углубленная форма налогового контроля, ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки (Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О, от 25.01.2012 N 172-О-О).

Ю. М.Литвинова

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

"Саратовский государственный

социально-экономический университет"

18.01.2013