На общем собрании акционеров ОАО было принято решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций посредством закрытой подписки. При этом на состоявшемся собрании был одобрен вопрос, в соответствии с которым по итогам проведенной эмиссии ценных бумаг акционеры общества имеют преимущественное право приобретения акций; это обстоятельство обязывает общество сформировать список лиц, обладающих таким правом. Однако совет директоров общества утвердил решение о выпуске ценных бумаг, согласно которому не предоставляется акционерам общества преимущественное право приобретения акций при размещении ценных бумаг. На основании принятых решений финансовый орган отказал в государственной регистрации выпуска привилегированных именных бездокументарных акций, посчитав, что нарушено законодательство о ценных бумагах (ст. ст. 39, 40 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах")

Правомерны ли в соответствии с законодательством РФ действия финансового органа по отказу в государственной регистрации выпуска привилегированных именных бездокументарных акций посредством закрытой подписки?

Ответ: Акционерное общество нарушило нормы законодательства о ценных бумагах в части порядка эмиссии ценных бумаг, приняв на общем собрании решение об увеличении уставного капитала, содержащее условие о праве преимущественного приобретения акционерами общества привилегированных именных бездокументарных акций, размещенных по закрытой подписке, что свидетельствует о принятии эмитентом обязанности по проведению процедуры реализации преимущественного права. Принятое решение противоречит решению совета директоров, которое не предусматривало указанную обязанность. Таким образом, данное противоречие вводит в заблуждение акционеров - владельцев обыкновенных акций, поскольку предполагает наличие таких лиц и формирование списка лиц, имеющих преимущественное право.

Обоснование: В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Законом N 39-ФЗ последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено Законом N 39-ФЗ и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Закона N 39-ФЗ, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено Законом N 39-ФЗ.

На основании положений п. 3 ст. 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона N 208-ФЗ решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.

Статьей 40 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

Акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

Указанное право не распространяется на размещение акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемое посредством закрытой подписки только среди акционеров, если при этом акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа). Данные положения не распространяются на общества с одним акционером.

Если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается общим собранием акционеров общества, список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в таком общем собрании акционеров. В иных случаях список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату принятия решения, являющегося основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Статья 15.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам РФ регулируется Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717.

Пунктом 6.1.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты N 07-4/пз-н), определено, что решением об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения дополнительных акций - открытая или закрытая подписка, цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций, форма оплаты размещаемых дополнительных акций, а также могут быть определены иные условия размещения дополнительных акций, включая срок размещения дополнительных акций или порядок его определения, порядок и срок оплаты размещаемых дополнительных акций, порядок заключения договоров в ходе размещения дополнительных акций. Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки, предусматривающее оплату размещаемых дополнительных акций денежными средствами, может содержать указание на возможность такой оплаты путем зачета денежных требований к акционерному обществу. При отсутствии такого указания оплата размещаемых дополнительных акций путем зачета денежных требований к акционерному обществу не допускается.

В соответствии с п. 2.3.1 Стандартов N 07-4/пз-н решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящими Стандартами, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы, можно сделать вывод о том, что вопрос об определении цены размещения дополнительных акций, приобретаемых по преимущественному праву, выносится на рассмотрение общего собрания акционеров, в случае если исходя из условий размещения такое право предоставляется и формируется списком лиц, имеющих преимущественное право приобретения. Следовательно, вынесение на общее собрание акционеров вопроса об определении цены размещения акций по преимущественному праву и принятие соответствующего решения акционерами свидетельствуют о принятии эмитентом обязанности по проведению процедуры реализации преимущественного права.

Так, исходя из представленной ситуации решение об увеличении уставного капитала содержит условие о цене размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций, вводит в заблуждение акционеров - владельцев обыкновенных акций, поскольку предполагает наличие таких лиц и формирование списка лиц, имеющих преимущественное право. В свою очередь, акционерное общество нарушило порядок эмиссии ценных бумаг. Поэтому в действиях общества есть состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.17 КоАП РФ.

Данный вывод подтверждается в Постановлении ФАС Центрального округа от 27.08.2012 N А14-7202/2011.

По обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Центрального округа от 27.08.2012 N А14-7202/2011, в арбитражный суд обратилось ОАО с требованием об отмене постановления уполномоченного органа о привлечении к ответственности по ст. 15.17 КоАП РФ за нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг. При этом финансовый орган вынес соответствующее постановление о привлечении к административной ответственности на основании нарушений акционерным обществом положений ст. ст. 39, 40 Закона N 208-ФЗ: на общем собрании акционеров ОАО было принято решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций посредством закрытой подписки; данное решение содержало одобренный вопрос о цене размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых акций. Далее совет директоров принял решение о выпуске ценных бумаг, в соответствии с которым акционерам общества не предоставляется преимущественное право приобретения акций при размещении ценных бумаг. Руководствуясь положениями действующего законодательства, ФАС Центрального округа удовлетворил заявленное требование в связи с малозначительностью установленного нарушения.

Необходимо отметить, что в названном решении арбитражный суд признал совершенное правонарушение малозначительным, поскольку в результате этого деяния государство, акционеры общества не претерпели каких-либо лишений, совершенное деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой значительного нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства.

К. А.Терехова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

18.01.2013