Организация О изготовила по заказу организации А продукцию с нанесенным на нее обозначением, сходным с товарным знаком организации Р. Данное обозначение содержит словесный элемент, который имитирует товарный знак организации Р и является сходным с ним до степени смешения. После изготовления продукция была реализована организацией А

Нарушают ли действия организации А права организации Р? Правомерны ли действия организации О?

Ответ: Да, действия организации А нарушают исключительное право организации Р, так как даже наличие вероятности смешения является нарушением прав правообладателя (т. е. организации Р). Организация О, производя по заказу организации А товар, имела возможность проверить правомерность использования товарного знака, однако не сделала этого и начала производство, тем самым нарушив права организации Р, из чего следует, что организации О и А нарушили исключительное право организации Р на товарный знак, производя и реализуя товар со сходным товарным знаком.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции РФ интеллектуальная собственность охраняется законом. Согласно п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Статьей 1479 ГК РФ установлено, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Как указано в п. 2 ст. 1484 ГК РФ, исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. В ст. 1485 ГК РФ отражено, что правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности <*> либо словесного обозначения "Товарный знак" или "Зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации. В п. 1 ст. 1229 ГК РФ закреплено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233), если ГК РФ не предусмотрено иное. Стоит обратить внимание на право правообладателя по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ. В п. 1 ст. 1515 ГК РФ определено, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.06.2012 N 2384/12, субъектом гражданско-правовой ответственности является не только производитель товара, маркированного обозначением, тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации, но и лицо, осуществившее иное использование товарного знака. Согласно п. 2 ст. 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. В п. 3 ст. 1515 ГК РФ закреплено, что лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок. Также, обращаясь к п. 4 данной статьи, мы видим, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.09.2012 N 5939/12 указал, что по смыслу п. п. 2 и 3 ст. 1484 ГК РФ нарушением исключительного права правообладателя на товарный знак является использование без его разрешения сходных с его товарным знаком обозначений в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения, в том числе путем размещения таких обозначений на упаковке товара, который производится, предлагается к продаже и продается или иным образом вводится в гражданский оборот на территории Российской Федерации. В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 N 17АП-3490/2010-АК суд указал, что информация о зарегистрированных товарных знаках является общедоступной, поскольку Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам издается официальный бюллетень - "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" с информацией обо всех регистрируемых (продленных) в Российской Федерации товарных знаках. На издание может подписаться любое лицо (на бумажном и электронном носителях) или ознакомиться с ним в библиотеках, в том числе во Всероссийской патентно-технической библиотеке Роспатента. Кроме того, любое лицо может на договорной основе получить доступ к базе данных зарегистрированных в Российской Федерации товарных знаков Федерального института промышленной собственности (ФИПС), из которой можно получить информацию о правообладателе товарного знака, действии регистрации, перечне товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Информацию о товарных знаках и их правообладателях можно получить и у зарегистрированных патентных поверенных РФ, вся необходимая информация о которых содержится на официальном сайте Роспатента. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что даже при наличии угрозы признания товарных знаков схожими до степени смешения права правообладателя считаются нарушенными и требуют восстановления. Организация О, производя по заказу организации А товар, имела возможность проверить правомерность использования товарного знака, однако не сделала этого и начала производство, тем самым нарушив права организации Р, из чего следует, что организации О и А нарушили исключительное право организации Р на товарный знак, производя и реализуя товар со сходным товарным знаком.

Е. А.Горохова Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения 18.01.2013