Государственный инспектор труда, проводя проверку соблюдения трудового законодательства организацией А, установил, что не были определены размер и порядок выплаты вознаграждения работникам с неокладными формами оплаты труда, и вынес предписание, обязывающее выплатить работнику организации дополнительное вознаграждение за нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска. Правомерно ли предписание инспектора? Обязана ли организация выполнить предписание и выплатить вознаграждение?

Ответ: Предписание государственного инспектора труда, согласно которому при проведении проверки соблюдения трудового законодательства организацией А установлено, что не были определены размер и порядок выплаты вознаграждения работникам с неокладными формами оплаты труда, неправомерно, так как выходит за рамки его компетенции. Организация не обязана выполнять предписание, так как оно незаконно.

Обоснование: В соответствии с абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Статья 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ч. 1 устанавливает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Так, в ст. 381 ТК РФ также содержится такое понятие, как индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры в соответствии со ст. 382 ТК РФ рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Из чего следует, что подобные вопросы не относятся к компетенции государственных инспекторов труда.

Статья 357 ТК РФ закрепляет, что в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора, государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Заметим, что в данной статье делается акцент на установление именно очевидного нарушения законодательства.

Из вышеприведенных норм можно сделать вывод, что трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами.

В ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из обзора судебной практики мы видим, что при рассмотрении дела в Верховном Суде РФ в Определении от 20.07.2012 N 19-КГ12-5 суд разъяснил, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства, а трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным. Из чего можно заключить, что организация не обязана исполнять данное предписание и вправе сама регулировать данный вопрос с работниками. Предписание следует обжаловать в судебном порядке. Трудовой спор разрешается либо путем договоренности между работником и работодателем, либо рассматривается комиссией по трудовым спорам.

Е. А.Горохова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

18.01.2013