Коммерческая организация расположена в регионе, относящемся к районам Крайнего Севера. Действующим в организации положением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и расходов, связанных с переездом, компенсация соответствующих расходов работникам обусловлена наличием у них не менее чем трехлетнего стажа работы в данной организации. Является ли это правомерным?

Ответ: Условие о наличии трехлетнего стажа работы для получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и расходов, связанных с переездом, у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, в случае если такое условие закреплено в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, является правомерным.

Обоснование: Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регулируются Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно детализируют ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ N 4520-1. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем и закрепляются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Действующий у работодателя локальный нормативный акт, определяющий размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, может содержать различные условия предоставления этой льготы, в том числе и условие, требующее определенного стажа работы у работодателя.

Вместе с тем в правоприменительной практике ч. 8 ст. 325 ТК РФ рассматривается как допускающая установление размера, условий и порядка соответствующей компенсации для лиц, работающих у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, отличное от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях. Такие различия должны быть оправданными и обоснованными. Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

Таким образом, решение работодателя об оплате проезда к месту использования отпуска и обратно только после трех лет работы у этого работодателя не соответствует назначению данной компенсации, которая неоправданно занижена по сравнению с государственным регулированием и не способствует нормальному отдыху и оздоровлению работника. Действующее у этого работодателя положение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и расходов, связанных с переездом, может быть обжаловано в суде как дискриминационное с хорошими шансами на успех (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.10.2012 N 53-КГ12-4), но до принятия решения судом о его отмене является легитимным и подлежит применению несмотря на ущемление прав работников по сравнению с работниками, работающими в организациях бюджетного сектора.

А. Р.Бахарев

ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут"

18.01.2013