По результатам рассмотрения жалобы участника размещения заказа на положения утвержденной государственным заказчиком конкурсной документации при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ для нужд заказчика антимонопольный орган вынес предписание о внесении изменений в конкурсную документацию. Указанным предписанием установлена обязанность заказчика в течение одного рабочего дня с момента внесения соответствующих изменений заказными письмами уведомить о них участников размещения заказа, которым была представлена конкурсная документация. Заказчик считает, что антимонопольный орган установил недостаточный срок для исполнения названной обязанности, не соответствующий положениям ст. 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Правомерна ли позиция заказчика?

Ответ: Позиция заказчика неправомерна. Антимонопольный орган вправе самостоятельно установить порядок внесения изменений в конкурсную документацию в выданном предписании, но с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Обоснование: В соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в ч. 1 рассматриваемой статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов; выдать указанным в ч. 1 рассматриваемой статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок (ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ).

Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент).

В силу п. 3.37 Регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, комиссия контролирующего органа выдает предписание об устранении таких нарушений.

Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием.

Неисполнение в установленный срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания (п. 3.38 Регламента).

В соответствии с п. 3.41 Регламента в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов в действиях (бездействии) заказчика, оператора электронной площадки, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта организации, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта, федеральным органом исполнительной власти на основании принятого решения изготавливается предписание, в котором должны быть указаны в том числе требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

В силу п. 3.42 Регламента одним из действий, направленных на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, может быть внесение изменений в извещение о проведении конкурса, извещение о проведении аукциона (в том числе извещение об открытом аукционе в электронной форме), извещение о проведении запроса котировок и/или в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме) с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была представлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.

Таким образом, антимонопольные органы обладают полномочиями по вынесению предписаний, направленных на устранение нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе обязывающих внести изменения в конкурсную документацию, при этом, учитывая обстоятельства рассматриваемой ситуации, в данном случае антимонопольным органом реализовано данное полномочие, направленное на устранение нарушения законодательства о размещении заказов, выявленное в результате рассмотрения жалобы участника размещения заказа. Позицию заказчика, считающего недостаточным срок для исполнения обязанности в течение одного рабочего дня с момента внесения соответствующих изменений заказными письмами уведомить о них участников размещения заказа, которым была представлена конкурсная документация, не соответствующим положениям ст. 24 Закона N 94-ФЗ, следует считать неправомерной, не основанной на положениях законодательства о размещении заказов, поскольку ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ установлен порядок внесения изменений исключительно заказчиком, уполномоченным органом по собственной инициативе или по запросу участника конкурса - следовательно, сам антимонопольный орган вправе в своем предписании определить порядок реализации такого предписания (в данном случае - порядок внесения изменений в документацию) с обязательным соблюдением только одного требования - продления срока подачи заявок так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.

Указанный вывод подтверждает Постановление ФАС Московского округа от 13.12.2010 N КА-А40/15161-10, из которого следует, что ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ регулирует порядок внесения изменений в конкурсную документацию заказчиком, уполномоченным органом по собственной инициативе или по запросу участника конкурса и не распространяется на случаи изменения конкурсной документации по предписанию, выданному в связи с нарушением законодательства о размещении заказов.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

18.01.2013