Для представления отчетности в территориальные органы ПФР, ФСС РФ и налоговые органы индивидуальный предприниматель выдал физическому лицу доверенности, которые удостоверил своей подписью и печатью. В нотариальном порядке доверенности не удостоверялись
В результате налоговые органы приняли от уполномоченного лица отчетность. Однако территориальные органы ПФР и ФСС РФ отказались принимать документы, мотивируя тем, что выдаваемые индивидуальным предпринимателем доверенности подлежат нотариальному удостоверению.
Обоснованна ли позиция территориальных органов ПФР и ФСС РФ?
Ответ: Позиция территориальных органов ПФР и ФСС РФ об удостоверении в нотариальном порядке доверенности на представление отчетности в ПФР и ФСС РФ обоснованна. Дело в том, что положения законодательства о страховых взносах и гражданского законодательства действительно требуют нотариального удостоверения доверенностей, которые выдаются физическими лицами - индивидуальными предпринимателями.
По вопросу о необходимости оформления доверенностей для налоговых органов разъяснения, наоборот, имеются. Более того, тот факт, что налоговые органы не потребовали нотариального удостоверения доверенности, согласуется с позицией ФНС России. Однако не исключено, что налоговые органы могут свою позицию изменять, поскольку Минфин России в своих разъяснениях, как правило, настаивает на необходимости нотариального удостоверения доверенности.
Обоснование: Доверенность для налоговых органов
В силу п. 1 ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
Согласно п. 1 ст. 29 НК РФ физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, признается уполномоченным представителем налогоплательщика.
На основании абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 185 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 3 ст. 185 ГК РФ установлен закрытый (исчерпывающий) перечень доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным. При этом данный перечень не предусматривает, что доверенность, выдаваемая индивидуальным предпринимателем физическому лицу в целях представительства в рамках правоотношений с налоговыми органами, приравнивается к нотариально удостоверенным.
Следовательно, выдаваемая индивидуальным предпринимателем доверенность, по нашему мнению, должна быть удостоверена в нотариальном порядке.
Обратим внимание, что в Письме Минфина России от 15.11.2012 N 03-02-08/99 содержится вывод о том, что положение абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя. Также существуют разъяснения Минфина России, в которых однозначно сказано, что в случае выдачи доверенности индивидуальным предпринимателем необходимо ее нотариальное удостоверение (см., например, Письма Минфина России от 17.11.2009 N 03-02-07/1-508, от 09.10.2009 N 03-02-07/2-166).
Некоторые суды разделяют такую позицию и в своих решениях отмечают о необходимости нотариального удостоверения доверенности, выдаваемой индивидуальным предпринимателем (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2011 N А21-7618/2010).
Однако по этому вопросу существует и противоположное мнение. В частности, существуют разъяснения ФНС России о том, что при отсутствии печати у предпринимателя доверенность требуется заверить нотариально. В частности, отмечается, что оформление индивидуальным предпринимателем доверенности в простой письменной форме на право представления отчетности и иных сведений в налоговый орган без заверения ее печатью противоречит нормам гражданского законодательства (Письмо ФНС России от 21.11.2012 N ЕД-4-3/19597). Следовательно, ФНС России придерживается логики, что в случае удостоверения доверенности печатью предпринимателя ее нотариальное удостоверение не требуется.
Более того, в некоторых разъяснениях ФНС России содержится вывод, что основания для предъявления к предпринимателям требований о нотариальном удостоверении выданных ими доверенностей отсутствуют (см., например, Письмо ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@).
Также есть и судебные решения о том, что нотариальное удостоверение доверенностей, выдаваемых индивидуальными предпринимателями, не требуется (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.06.2011 N Ф03-1980/2011 по делу N А73-8365/2010).
С учетом изложенного не исключено, что на практике налоговые органы принимают выданные индивидуальными предпринимателями доверенности (несмотря на то что это противоречит разъяснениям Минфина России).
Доверенность для территориальных органов ПФР и ФСС РФ
Согласно ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях с внебюджетными фондами через законного или уполномоченного представителя.
Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с Законом N 212-ФЗ и иными федеральными законами (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ).
Законными представителями плательщика страховых взносов - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с гражданским законодательством РФ (ч. 5 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ).
Частью 7 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя может являться физическое лицо, уполномоченное индивидуальным предпринимателем представлять его интересы в отношениях с внебюджетными фондами.
При этом в силу ч. 9 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Получается, что по вопросу оформления доверенности законодательство о страховых взносах предлагает руководствоваться нормами гражданского законодательства РФ (как и в случае с доверенностью для налоговых органов).
С учетом этого полагаем, что доверенность для представления отчетности территориальным органам ПФР и ФСС РФ, как и в случае с доверенностями для налоговых органов, подлежит нотариальному удостоверению на основании ч. 9 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ и ст. 185 ГК РФ.
Однако разъяснения официальных органов о необходимости нотариального удостоверения доверенностей для территориальных органов ПФР и ФСС РФ отсутствуют. В частности, нет разъяснений, позволяющих принимать доверенности без нотариального удостоверения. В связи с этим не исключено, что территориальные органы ПФР и ФСС РФ будут требовать нотариального удостоверения доверенности.
Добавим, что как НК РФ, так и Закон N 212-ФЗ по вопросу оформления доверенностей содержат отсылочные нормы к гражданскому законодательству. Следовательно, по нашему мнению, положительную судебную практику, сложившуюся в спорах с налоговыми органами, можно учитывать при возникновении споров с территориальными органами ПФР и ФСС РФ (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.06.2011 N Ф03-1980/2011 по делу N А73-8365/2010).
Д. И.Шофман
ООО "ФондИнфо"
18.01.2013