Обязан ли налоговый орган учитывать фактическое место жительства предпринимателя при извещении его о рассмотрении материалов проверки, если предприниматель уведомил налоговый орган о проживании не по адресу регистрации?

Ответ: По нашему мнению, налоговый орган должен учесть адрес фактического места жительства предпринимателя, если предприниматель уведомил его о нем. Извещение стоит направить и по адресу, указанному в ЕГРИП, и по адресу фактического проживания. Однородной судебной практики по данному вопросу не сложилось.

Обоснование: Налоговый орган обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. А нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя и представить объяснения (п. п. 2, 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом НК РФ не устанавливает способ и адрес, по которому следует известить лицо, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Не сказано, в том числе, что такое извещение надо направлять по адресу регистрации по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Так как постановка на налоговый учет индивидуальных предпринимателей производится на основании сведений из ЕГРИП, то налоговые органы используют для общения с предпринимателями адрес из ЕГРИП. В случае изменения адреса, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства, он обязан в течение трех рабочих дней сообщить об этом в налоговый орган (п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 83 НК РФ, пп. "д" п. 2, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Исходя из названных норм некоторые суды делают вывод, что налоговый орган должен известить предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки по адресу, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства и сведения о котором есть в ЕГРИП. Причем суды указывают, что независимо от фактического места жительства предприниматель обязан обеспечить получение корреспонденции по адресу регистрации (Постановления ФАС Уральского округа от 17.07.2012 N Ф09-6220/12, ФАС Поволжского округа от 03.08.2010 N А55-12471/2009).

В то же время проживание предпринимателя не по месту регистрации не лишает его гарантий, предоставленных п. 2 ст. 101 НК РФ. Учитывая, что предприниматель уведомил налоговый орган о своем фактическом месте жительства, можно говорить о том, что налоговый орган обязан известить предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки по указанному адресу. Когда налоговый орган уведомляет предпринимателя по адресу регистрации, зная об отсутствии предпринимателя по этому адресу, налоговый орган нарушает требование п. 2 ст. 101 НК РФ, и его решение может быть отменено согласно п. 14 ст. 101 НК РФ. Данная позиция подтверждается некоторыми судебными решениями (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 09.11.2011 N Ф09-7185/11).

Поскольку арбитражная практика по данному вопросу неоднородна даже в пределах одного округа, на наш взгляд, целесообразнее в сложившейся ситуации обеспечить прием корреспонденции по адресу регистрации по месту жительства предпринимателя.

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

17.01.2013