Подлежит ли административной ответственности юридическое лицо, а равно бывший государственный или муниципальный служащий, ранее замещавший включенную в установленный перечень должность и осуществлявший отдельные функции государственного управления данной организацией, в случае привлечения его в течение двух лет со дня увольнения со службы к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг стоимостью более ста тысяч рублей в течение месяца в нарушение законодательства о противодействии коррупции?
Ответ: Юридическое лицо подлежит административной ответственности и будет подвержено административному наказанию в виде административного штрафа (от ста до пятисот тысяч рублей), если в десятидневный срок не сообщит представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора, а равно проигнорирует отрицательное решение соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о возможности трудоустройства бывшего государственного или муниципального служащего.
Административная ответственность для такого бывшего государственного или муниципального служащего не предусмотрена. Однако заключенный с ним трудовой или гражданско-правовой договор подлежит прекращению.
Обоснование: В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (см., например, Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"), в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (см., например, Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов").
При этом указанное правило распространяется как на осуществление деятельности в рамках заключенного трудового договора, так и выполнение в вышеуказанных организациях работы (оказания услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров).
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч. 1 указанной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
В свою очередь, работодатель в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".
Заключение трудового договора в нарушение данного условия влечет его прекращение согласно ст. 84 ТК РФ, а равно прекращение гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 12 Закона N 273-ФЗ неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Несообщение бывшим государственным или муниципальным служащим о последнем месте своей службы не образует самостоятельного состава административного правонарушения, но не освобождает работодателя от административной ответственности. Изложенная позиция находит подтверждение и в судебной практике (см., например, Постановление Пермского краевого суда от 22.08.2012 по делу N 44а-721).
К. В.Черкасов
Нижегородский институт управления -
филиал Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
"Российская академия народного
хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации"
17.01.2013