Организация уплатила в исполнительный орган власти субъекта РФ, уполномоченный на выдачу соответствующих лицензий, государственную пошлину за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на три года, однако в предоставлении лицензии ей было правомерно отказано по причине несоответствия организации установленным требованиям. Пошлина уплачена полностью за три года в размере 120 000 руб. (из расчета 40 000 руб. в год). Правомерно взыскание организацией суммы уплаченной пошлины с уполномоченного органа полностью или частично?

Ответ: В случае отказа уполномоченного органа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции возврат уплаченной пошлины не производится ни полностью, ни в ее части независимо от срока запрашиваемой лицензии (и, как следствие, размера уплаченной пошлины).

Обоснование: Абзац 9 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) устанавливает, что лицензии выдаются в том числе на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Пункт 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ закрепляет, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со ст. 7 Закона N 171-ФЗ. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

Подпункт 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ гласит, что государственная пошлина уплачивается в том числе за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. За предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается пошлина в размере 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии.

Подпункт 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ устанавливает, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в том числе в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ.

Пункт 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ обязывает лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретателя) за счет другого лица (потерпевшего), возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Анализируя данные нормы, нельзя прийти к однозначному выводу по рассматриваемому вопросу, так как, с одной стороны, организация уплатила пошлину, лицензия на законном основании ей предоставлена не была, а с другой - ни НК РФ, ни Закон N 171-ФЗ не предусматривают возврат уплаченной пошлины в случае отказа уполномоченного органа в предоставлении соответствующей лицензии. Опираясь на пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, можно заключить, что государственная пошлина уплачивается именно за предоставление лицензии. В связи с этим плательщики пошлины нередко обращаются в суд с требованиями к уполномоченным органам о возврате уплаченной пошлины, так как лицензия предоставлена не была.

В то же время Письма Минфина России от 10.10.2012 N 03-05-05-03/21, от 07.09.2012 N 03-05-04-03/73 гласят, что на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ. Следовательно, в случае отказа уполномоченного органа соискателю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в ее предоставлении либо отзыва соискателем лицензии заявления о ее предоставлении после обращения в уполномоченный орган за совершением указанного юридически значимого действия возврат или зачет государственной пошлины, уплаченной за предоставление данной лицензии, не производится.

Анализ указанных Писем тем не менее не позволяет окончательно разобраться в рассматриваемой проблеме, так как если не подлежит возврату ни вся сумма, ни часть пошлины, уплаченной за одни и те же действия уполномоченного органа (рассмотрение заявления общества и проведение проверки соблюдения лицом лицензионных требований и условий с последующим отказом предоставления лицензии), различные плательщики пошлины (например, уплативший пошлину за один год и уплативший за пять лет) будут платить в разных размерах (аналогично - за год или за пять лет действия лицензии, которую им не выдадут). Данная ситуация, на первый взгляд, вступает в противоречие с основополагающими началами НК РФ (в том числе ст. 3 НК РФ).

Пункт 1 ст. 3 НК РФ обязывает каждое лицо уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Пункт 3 ст. 3 НК РФ гласит, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В данном случае следует обратиться к судебной практике. Так, согласно Постановлениям ФАС Московского округа от 31.10.2012 N А40-30041/12-140-144, от 12.08.2011 N КА-А40/8331-11 по делу N А40-117197/10-2-539 и ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2012 N А63-4954/2011 в случае отказа уполномоченного органа в предоставлении лицензии возврат уплаченной пошлины не производится ни полностью, ни в ее части. Правовая позиция, выработанная судебной практикой, носит устоявшийся характер, и возможность принятия иного судебного решения по сходным делам практически исключена.

Я. Г.Боровиков

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

16.01.2013