В качестве обоснования начальной цены контракта заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме указаны информация о ценах на товар, полученная от трех поставщиков посредством почтовой связи, наименования указанных поставщиков, а также приведен расчет цены контракта исходя из полученной информации. Надлежащим ли образом в рассматриваемой ситуации указан источник информации о цене на товар, если размещенная на сайте информация не содержит никаких реквизитов полученных писем (в частности, отсканированных конвертов)? Сами письма при этом хранятся с документацией об аукционе

Ответ: Источник информации о цене на товар в рассматриваемом случае указан надлежащим образом.

Обоснование: На основании ч. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно ч. 1 и 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.

В силу п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.

Как следует из ч. 3 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ, размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная ч. 2 названной статьи информация, признается добросовестным исполнением требований названной статьи.

Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащееся в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме, должно включать полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг.

Как разъясняет указанные положения ФАС России в Письме от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" (далее - Письмо N ИА/4177), указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.

В связи с этим ФАС России считает необходимым при указании источников информации о ценах учитывать следующее.

Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.

Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Исходя из формулировки Письма N ИА/4177 не ясно, является ли отсутствие в размещенном на официальном сайте обосновании начальной цены контракта реквизитов полученных по почте от поставщиков писем (если сами сведения о ценах размещены) основанием для признания документации об открытом аукционе в электронной форме размещенной не в полном объеме.

В то же время необходимо учитывать, что размещение на официальном сайте обоснования начальной (максимальной) цены контракта имеет целью объяснение, подкрепление аргументами определения начальной (максимальной) цены контракта, поэтому размещение на сайте сведений о цене, полученной от поставщиков, следует, на наш взгляд, признать достаточным для обоснования начальной цены контракта в настоящем случае, сами реквизиты писем указанной цели не служат, учитывая, что, как указывает ФАС России, полученные от поставщиков ответы в любом случае должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Указанный вывод косвенно подтверждает Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 N А65-11349/2012, в котором судом указано, что исходя из содержания ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ заказчик не ограничен в способах определения начальной (максимальной) цены контракта. Законом N 94-ФЗ предусмотрена лишь необходимость указания в документации процедуры закупки полученных заказчиком, уполномоченным органом информации или расчетов и использованных заказчиком источников информации (в том числе путем указания реквизитов коммерческих предложений). Вместе с тем при отсутствии в коммерческом предложении реквизитов письма возможно указание наименования лица, направившего коммерческое предложение, при соблюдении условия об их хранении вместе с документацией об аукционе. Кроме того, положения Закона N 94-ФЗ указывают на необходимость обоснования цены, но требований о предоставлении (размещении в составе документации об аукционе) каких-либо определенных документов и сведений Закон не устанавливает, за исключением случаев, прямо поименованных в Законе N 94-ФЗ. Постановлением ФАС Поволжского округа от 15.11.2012 по делу N А65-11349/2012 указанное Постановление оставлено без изменений.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации источник информации о цене на товар указан надлежащим образом.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.01.2013