Документация о проведении аукциона в электронной форме, размещенная на официальном сайте заказчиком, в части сведений, обосновывающих начальную цену контракта, содержит коммерческие предложения поставщиков товаров без указания их фирменных наименований (наименований). Правомерно ли в рассматриваемой ситуации считать указание обоснования начальной цены контракта осуществленным надлежащим образом?

Ответ: Учитывая официальную позицию ФАС России, отсутствие в обосновании начальной цены контракта в документации о проведении аукциона в электронной форме указания на фирменные наименования (наименования) поставщиков не является основанием для признания такого обоснования осуществленным ненадлежащим образом.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно ч. 1 и 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.

На основании п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ.

В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.

На основании ч. 3 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная ч. 2 названной статьи информация, признается добросовестным исполнением требований названной статьи.

Анализ рассматриваемых положений позволяет прийти к выводу о том, что добросовестным исполнением требований ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ в части указания обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) является такое обоснование, которое содержит полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг.

При этом ФАС России в Письме от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" (далее - Письмо N ИА/4177) поясняет, что указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.

В связи с этим ФАС России считает необходимым при указании источников информации о ценах учитывать то, что, если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, предоставивших соответствующую информацию.

Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Заметим, что ранее в Решениях ФАС России неуказание фирменных наименований поставщиков квалифицировалось как нарушение положений Закона N 94-ФЗ (см., например, Решение ФАС России от 07.12.2011 N К-2650/11).

Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации и в случае возникновения споров с контролирующими органами следует руководствоваться позицией ФАС России, выраженной в Письме N ИА/4177.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.01.2013