Организация для участия в региональной медицинской научной конференции врачей пригласила лекторов, которые, в свою очередь, оглашают слушателям информацию о новых видах лекарств и современных методах лечения. Основные цели данной конференции - повышение профессионального уровня врачей и обмен опытом (предоставление информации о современных методах лечения тяжелых заболеваний и новейших лекарственных препаратах, о выборе оптимальных методик лечения, способах диагностики больных и т. д.). Нужно ли данные затраты при исчислении налога на прибыль нормировать согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ?
Ответ: Региональная конференция врачей, основными целями которой являются повышение профессионального уровня врачей и обмен опытом (предоставление информации о современных методах лечения тяжелых заболеваний и новейших лекарственных препаратах, о выборе оптимальных методик лечения, способах диагностики больных и т. д.), по целому ряду признаков не соответствует понятию рекламы. Следовательно, расходы на проведение конференции при исчислении налога на прибыль не нормируются.
Обоснование: К расходам организации на рекламу согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ)).
Понятие "неопределенный круг лиц" раскрыла Федеральная антимонопольная служба (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@)). А именно, информацию можно считать адресованной неопределенному кругу лиц при наличии следующих условий: если в информации отсутствует указание на лиц, для которых она создана, и заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.
Под объектами рекламирования понимаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Организация путем проведения региональных конференций врачей предоставляла лечащим врачам информацию о современных методах лечения тяжелых заболеваний и новейших лекарственных препаратах, о выборе оптимальных методик лечения, способах диагностики больных и т. д. Данная информация носит справочно-информационный, аналитический, научный характер. Кроме того, слушателями этих лекций являются не потребители лекарств и не лица, принимающие решение об их закупке, а лечащие врачи. Также следует учитывать, что лекции не были адресованы неопределенному кругу лиц.
Таким образом, региональная конференция врачей по целому ряду признаков не соответствует понятию рекламы согласно Закону N 38-ФЗ. Следовательно, расходы на проведение конференции не нормируются.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 16.10.2012 по делу N А40-13384/12-75-64).
Е. В.Мельникова
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
14.01.2013